Будущее институтов религиозного права в Египте

Об отношениях между университетом Аль- Азхар и Дар аль-Ифтв Аль-Мисрия. (Источник фото: yandex.ru)

Об отношениях между университетом Аль- Азхар и Дар аль-Ифтв Аль-Мисрия. (Источник фото: yandex.ru)

Египетская пресса сообщает об обострении отношений между университетом Аль-Азхар законодателями Египта по поводу будущего Дар аль-Ифта Аль-Мисрия (Египетский Дом фетв).

Аль-Азхар, пожалуй, не нуждается в представлении, достаточно сказать, что, будучи основанным во второй половине Х века, он является одним из старейших в мире университетов, и в течение всего времени своего существования всегда являлся наиболее престижным мусульманским высшим учебных заведением, высшим религиозным авторитетом суннитского ислама, задающим тон не только в Стране пирамид, но и во всем мире ислама.

Что касается Дар аль-Ифта Аль-Мисрия, то он является одним из первых в исламском мире институциализированных государством органов, занимающихся вынесением фетв и одним из ключевых религиозных учреждений в Египте, наряду с университетом Аль-Азхар и Министерством вакуфов. Дар аль-Ифта был создан в 1895 году при правителе Египта хедиве Аббасе Хильми и с самого начала работал под юрисдикцией Министерства юстиции. С момента своего основания Дар аль-Ифта Аль-Мисрия была главным институтом, представляющим ислам, и международным флагманом исламских правовых исследований.

Задачей Дар аль-Ифта является поддержание связи современного мусульманина с религиозными принципами, разъяснение правильного с точки зрения ислама образа действий, устранение сомнений относительно вопросов религиозной и мирской жизни, использование шариатских законов в контексте проблем и вопросов современной жизни, путем консультирования светской судебной системы. Например, смертные приговоры, направляются в Дар аль-Ифта, чтобы узнать мнение Великого муфтия относительно этих наказаний.

Роль Дар аль-Ифта не ограничена границами Египта, но выходит за его пределы, охватывая весь мусульманский мир. Дар аль-Ифта получает запросы на фетвы со всего исламского мира, и косвенно участвует в подготовке будущих специалистов по исламскому праву, если говорить о запросах со стороны зарубежных студентов, изучающих фикх. Таким образом, Дар аль-Ифта представляет собой научный ориентир в продвижении умеренной методологии традиционного фикха с целью создания согласованности между исламским правом и потребностями общества. Дар аль-Ифта всегда работал в тесной аффиляции с шейхами Аль-Азхара, являясь, фактически, покровительствуемой структурой.

Поэтому руководство Аль-Азхара болезненно восприняло предлагаемый властями Египта законопроект, согласно которому Дар аль-Ифта обретет статус «независимого» института, что положит конец давнему покровительству Аль-Азхара. Опека со стороны Аль-Азхара уступит место государственному доминированию над Дар аль-Ифта и, возможно, более жесткому правительственному контролю над религиозно-правовым нарративом, в целом.

Законопроект был внесен главой парламентского Комитета по делам религий и вакуфов. В разработке законопроекта принимали участие более чем 60 депутатов. Законопроект, уже переданный на рассмотрение Государственного Совета, предполагает реорганизацию порядка функционирования Дар аль-Ифта, включая механизм избрания ее главы, – Великого муфтия, – а также его мандат и продолжительность пребывания в должности. Если законопроект будет принят, Совет шейхов Аль-Азхара больше не будет избирать Великого муфтия тайным голосованием, который был введен в 2012 году ныне покойным президентом Мухаммадом Мурси.

Вместо этого законопроект предусматривает, что Совет шейхов Аль-Азхара, состоящий из 40 наиболее авторитетных улемов университета, выдвинет трех кандидатов на эту должность либо из числа своих собственных членов, либо извне состава Совета. Президент страны должен будет выбрать, кто из трех кандидатов будет назначен муфтием. Президент также будет наделен полномочиями продлевать срок полномочий муфтия или заменять его, когда последний достигнет установленного законом возраста выхода на пенсию в 60 лет. Законопроект также предусматривает, что титул «Великий муфтий Республики» должен быть заменен на «Муфтий» и что последний должен рассматриваться как министр Кабинета министров с точки зрения статуса и заработной платы.

Таким образом, предлагаемый закон поставит Дар аль-Ифта под покровительство Кабинета Министров, выведя его из-под юрисдикции Министерства юстиции. Также, согласно закону, Дар аль-Ифта будет преобразован в автономное религиозное учреждение, пользующееся финансовой, технической и административной независимостью. Это и является поводом для недовольства со стороны Аль-Азхара, поскольку означает, что Дар аль-Ифта больше не будет служить консультативным и судебным органом Аль-Азхара, а будет функционировать как отдельная структура. Кроме того, законопроект устанавливает нормативно-правовую базу для отбора и назначения специалистов по фетвам, определяет методику их работы и предусматривает создание комиссии юристов, уполномоченных выражать юридические заключения по вопросам, переданным им муфтием.

Это могут быть семейные споры, споры о наследстве и смертные приговоры, которые традиционно передаются муфтию судами для окончательного решения по приговору. Еще один важный реорганизационный момент заключается в том, что будет создан специализированный учебный центр для подготовки юристов. Будущие юристы будут владеть не только исламской акидой и фикхом (правовыми методологиями и инструментами), но изучат другие предметы, например, психологию, социологию и иные предметы, которые позволят им быть в курсе мирских дел и изменениях, происходящих в обществе и в техническом прогрессе.

Это важно, поскольку по вопросам современной жизни, в ответ на запросы отдельных лиц, судей или правительства, юристы должны будут выносить рекомендательные юридические заключения на основе исламских законов. Для выпускников предусматривается аккредитация от Совета университетов, а не от Аль-Азхара.

Причины обострения отношений между государством и органами религиозного права в Египте являются темой для отдельного разговора, поскольку отражают сложности внутриполитической ситуации в этой ближневосточной стране.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle