“Арабская весна”, по мнению Киссинджера, была протестом арабской молодежи, которая восстала против злоупотребляющих властью режимов в своих странах. Но он не говорит ни слова о сознательной раскрутке процесса в соцсетях, которые были использованы в качестве средства для оперативной организации, налаживания коммуникации и управления протестными выступлениями больших человеческих масс. И пусть исследователи говорят лишь о 20% населения, к примеру, Египта, которые были охвачены сетью Фейсбук и Твиттер на момент начала АВ. Мол, этого мало, чтобы вывести на площади всю страну. А всю страну и не надо выводить. Площадь Тахрир в Каире, которая стала главной ареной народных протестов, могла вместить от силы миллион-полтора людей. Однако реально туда пришло около 50-100 тысяч человек. Но этого хватило для раскачки ситуации в стране.
Таким образом, умолчав о тайных механизмах АВ, Киссинджер начинает рассуждать о том, что хлынувшая на площади арабских столиц молодежь мало представляла себе масштабы испорченности правителей арабских стран, которые сохраняли свою власть лишь благодаря доведенным до совершенства механизмам подавления инакомыслия. Вот это, кстати, вряд ли.
Арабская весна бушевала в странах с традиционным укладом жизни. А традиционный уклад, помимо прочего, означает и тесное общение между людьми. Поэтому преступления арабских тиранов, уровень их нравственного падения и прочие мерзости никоим образом не могли укрыться от народных глаз и молвы. Поэтому предположу, что арабская молодежь знала о своих правителях почти все. В этом свете не удивительно, что в подъем национального протеста шел в ногу с подъемом религиозных движений, лидеры которых также вряд ли были довольны нравственным обликом своих правителей.
Данный аспект, а именно роль религиозного фактора в АВ Киссинджер описывает крупными мазками. По его мнению, общественно-политическое бурление привело к осложнению противоречий, раздиравших мусульман. Именно этот внутри-религиозный кризис, по мнению Киссинджера, привел Ближний Восток к очередному периоду упадка, который мы все сегодня наблюдаем.
В фокусе религиозно-политического раздрая оказалась Сирия, став своеобразным рингом, на котором стали сводить счеты различные политические, конфессиональные и региональные силы. Киссинджер отмечает, что всякого рода салафитские и джихадистские группировки не задумываясь бросились воевать за свои идеалы либо под началом пресловутого ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация - прим. ред.), либо на одной стороне с фронтом ан-Нусра.
Интересно, что Киссинджер говорит салафитские, но не говорит при этом ваххабитские хотя это одно и то же. Надо полагать, так он пытается отвлечь внимание от главного союзника США в регионе, в котором ваххабизм возведен в ранг государственной идеологии. Также ни слова нет об участии Госдепа в подготовке и создании ИГИЛ. В этом Киссинджер выглядит либо как не владеющий информацией идеалист, либо как хитрый манипулятор, пытающийся замаскировать торчащие уши злобного западного неоколониализма ошибками самих наивных арабов.
Добавлю также, что ИГИЛ подкупил ретивых джихадистов провозглашением исламского Халифата в Ираке и Сирии, и открыв двери для всех своих сторонников, желающих присоединиться к долгожданному для многих халифату о котором мечтали, как о панацее от всех бед и несчастий, постигших мусульман. Вот так просто установить на земле царство небесное: кто-то полагает, что достаточно объявить халифат, а кто-то полагает, что нужно обязать всех женщин носить платок, поскольку же, все преступления, которые были совершены женщинами, совершены женщинами, которые не носят платков. Все зависит от масштаба личности, хотя при любом масштабе мы видим лишь внешнее отражение стремящейся к нулю примитивности ее внутреннего интеллектуального и духовного содержания.
Вернемся, однако, к Киссинджеру. Выразив свои мысли по поводу народных протестов против тирании, он приступает к выгораживанию США, заявив, что в качестве механизма противодействия и борьбы с ИГИЛ Штаты организовали широкую международную коалицию. Лукавый Киссинджер делает оговорку, согласно которой в коалицию, по недосмотру организатора, удалось войти некоторым силам, представляющим игроков, имевших свои виды относительно того, каким должен быть новый политический облик региона. Их участие в деятельности коалиции привело лишь к усугублению региональных, геополитических и межконфессиональных линии раскола.
Следующий пассаж Киссинджера заставляет усомниться в адекватном восприятии им реальности. Он говорит, что пока на БВ отсутствуют свобода, законность и порядок, политика США не может достичь успеха в этом регионе мира. Однако, весьма оригинальный подход к оценке реалий. Неужели Киссинджер не осознает, что вожделенные им свобода, законность и порядок, пусть и с известными оговорками, имели место на БВ до того, как там решили навести порядок США, разыграв для этого целый спектакль со сносом башен ВТЦ и маханием пробиркой на заседании Совбеза ООН?
Для исправления ситуации, сложившейся на БВ во многом благодаря махинациям США, Киссинджер предлагает Вашингтону наладить сотрудничество с региональными игроками и державами масштаба геополитических, особенно с Россией. Вот с этого момента становится интересно, поэтому рассмотрим все максимально подробно.
Киссинджер полагает, что только в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами США будут в состоянии пресечь растущее влияние Ирана в регионе и свести на нет угрозу терроризма. В этом плане сотрудничество с Россией представляется Киссинджеру даже более значимым для Вашингтона, нежели его взаимодействие с традиционными союзниками в этом регионе. Киссинджер объясняет это тем, что, в отличие от России, эти самые ближневосточные друзья дяди Сэма переживают серьезные внутренние и внешние проблемы.
Что ж, если учесть, что рецензируемая книга Киссинджера была опубликована в 2014 году, то остается только признать прозорливость этого тертого калача международных отношений. Ведь он полностью предугадал то, какой будет роль России в решении того же сирийского кризиса и уничтожении ИГИЛ тогда, когда хаос, разгулявшийся в регионе, уже представлялся неустранимым.
Продолжение следует..
Айдар Хайрутдинов