Очередной конфликт между Европейским Союзом и одним из ее государств-членов назрел из-за запрета Франции женщинам носить никаб или завесу лица. Европейский суд по правам человека рассматривает дело, возбужденное неназванной мусульманской женщиной, которая заявляет, что французский закон снятия паранджи в общественных местах является нарушением ее религиозной свободы, свободы слова и права на конфиденциальность. В тот же день, когда было возбуждено дело в Суде, Апелляционный суд Парижа постановил, что частный детский сад по праву уволил Фатиму Aфиф за отказ снять платок, противореча решению Верховного суда Франции, который заявил, что действия детского сада являются религиозной дискриминацией. Адвокат Aфиф в свою очередь заявил, что он направит это дело на рассмотрение Европейского суда по правам человека.
Два конкурирующих качества современной Франции подготовили почву для конфликта. Глубоко светское французское государство имеет одни из самых ограничительных законов в Европе касательно публичного выражения веры. Также Франция имеет самое большое мусульманское меньшинство в Европе, отчасти из-за наплыва иммигрантов из Северной Африки, когда французы потеряли свою колониальную империю в 1960-х годах. Именно это население наиболее пострадало от последнего запрета Франции религиозного выражения - "запрета паранджы".
В 2010 году французское правительство приняло закон, который запрещает ношение завесы лица в общественных местах, в том числе никабов, которые носят некоторые мусульманки. Такое правонарушение как «ношение паранджи» предусматривает наказание в виде штрафа 200 евро. Закон пользуется широкой поддержкой во французской общественности, последующие запреты в других общественных местах, в том числе в университетские городки, находятся в стадии обсуждения.
Закон вызвал много споров с момента своего вступления в силу в 2011 году. Пиком дебатов стали беспорядки в пригороде Траппе летом этого года в середине Рамадана, когда полиция задержала женщину за ношение никаба. В течение многолетних лет напряженности, государство заявляет, что никаб унизителен для женщин и может представлять угрозу безопасности, в то время как противники говорят, что закон является религиозной дискриминацией.
Некоторые противники обращаются к феминизму для защиты запрета. "Ношение полной завесы делает женщину неотличимой от других покрытых женщин, и как бы стирает женщину, которая носит его," - сказал Бельяр, адвокат французского правительства в Европейском суде. Президент Международной лиги по правам женщин Энни Саджер написала в письме в суд: "Завеса буквально хоронит тело и лицо женщины, представляет собой истинное удаление женщины как личности в общественных местах».
В то время как оппозиция паранджи может показаться очевидной позицией феминисток, запрет может иметь негативные практические и психологические последствия для женщин-мусульманок. Печальная ирония запрета, направленная на то, чтобы дать голос женщинам, заставляет их выбирать между религиозными обязанностями и общественной жизнью. Предполагая приоритет в сторону религиозности, из-за запрета мусульманки лишаются полноценной общественной жизни. Мнения самих женщин остаются неуслышанными. На практике этот запрет больше изолирует мусульманских женщин, несмотря на его якобы идею свободы и равенства.
Очевидно то, что феминистка не должна опровергать самоопределение женщины из-за того, как она одета. В письменных доказательствах, в деле Европейского Суда женщина дала показания в суде, что никто не заставляет ее носить паранджу, а ее адвокат заявил, что завеса является "такой же неотъемлемой частью ее личности, как ДНК." Неужели президент международной лиги прав женщин не учтет мнение мусульманки, только потому, что она покрыта? Или она считают, что женщина выбирает паранджу, потому что ее вера говорит ей, что она должна быть невидимой для мужчин?
Несмотря на утверждение Бельяр о том, что завеса делает женщин неразличимыми, запрещение мусульманским женщинам носить паранджу во Франции заставляет их быть похожими на всех остальных французских женщин. Поскольку глобализация растворяет национальные границы, французский импульс различий все чаще имеет отношение к ксенофобии. Граждане Франции говорят, что призыв к молитве в бульваре Османов Парижа предсказывает мусульманскую попытку "завоевать часть французской территории." Французский министр внутренних дел Мануэль Вальс назвал запрет паранджи "законом против практик, которые не имеют ничего общего с нашими традициями и ценностями".
Пока мировые религии не определят роль, которую они позволят женщинам, и, пока глобализация не отбросит ксенофобию, запрет паранджи осложняет французским мусульманкам пути достижения образовательного, экономического и культурного паритета с их светские коллегами. Обществу, которое запрещает способы самовыражения в надежде смягчить свой дискомфорт из-за пола, расы и религии, нужно будет искать больше точек соприкосновений. Европа становится все более неоднородной, и если Франция выбирает этот путь, государству нужно рассмотреть ее иммиграционную политику на более важном уровне.
Huffington Post