Вопрос:
Ас-Саляму Алейкум, уважаемый хазрат. Нынешняя мусульманская молодежь часто спорит на темы религии и увязает в этих спорах. Существуют разногласия. Скажите, по теме ваххабизма, откуда взялось это течение и правда ли его спонсируют враги Ислама? Расскажите подробнее с фактами, если можно. Пусть эта молодежь просвещается... (Гузель, город не указан)
Ответ:
Ас-Саламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух!
В качестве ответа хотелось бы привести вам отрывок из книги Абдуллы аль-Кахтани "Кто они, неохариджиты?":
Ваххабиты появились в Неджде, родоначальником этой секты является Мухаммад бин АбдульВаххаб. Внешне движение появилось с целью исправления нарушений мусульманского вероубеждения и права, борьбы с язычеством и возвеличиванием могил. Несомненно, цели благородные, особенно если учитывать, что, по словам ваххабитов, в те времена жители Неджда вернулись в пору язычества[1], оставили Шариат[2] и занялись разбоем[3]. Нет сомнения в том, что в землях Неджда всегда появлялись лжепророки, вероотступники, еретики и хариджиты[4]. Жители этого региона являются очень жестокими и грубыми людьми, поэтому чтобы сохранять в этом регионе порядок, всегда нужен был сильный и грозный правитель.
Да, ваххабитское движение провозгласило лозунги «Исправление» и «Борьба с язычеством», поэтому в самом начале люди восприняли его с радостью, однако первые же шаги этого движения вызвали сильное разочарование. Ваххабиты объявили дозволенной кровь мусульман-единобожников, более того, разрешили убивать даже детей в Неджде[5]. В скором времени это движение проникло и в другие мусульманские регионы[6], где дало мусульманам возможность вкусить всю горечь разочарования от тех, кто охотится на мусульман, убивая их, грабя, разбойничая[7] и препятствуя хаджиям в совершении паломничества[8]. В мусульманских землях никогда не творилось ничего подобного, на такое не были способны даже секты азракитов, сафаритов и прочих вероотступников. Кроме того, ваххабиты развернули террор против тех ученых[9], которые выступали с критикой их убеждений и действий. Подобная террористическая политика и нападение на два священных ал-Харама[10] вынудили Османские власти в Хиджазе и Мухаммада Али пашу в Египте принять силовые меры, в результате которых первое ваххабитское государство было уничтожено.
Изучение истории этого движения дает возможность сделать вывод о том, что его родоначальниками стали некоторые невежественные шакирды, оно возникло в «последнее время», когда мусульмане ослабли, представители этого движения воевали против мусульман, поскольку посчитали их язычниками[11], и оставили в покое настоящих язычников[12]. Шейх Сулейман бин АбдульВаххаб ан-Неджди, критикуя своего брата Мухаммада бин АбдульВаххаба в своей книге «ас-Савагик ал-иляхия фи ар-радд галя ал-ваххабия» указывает, что ваххабиты убивали всех, кто отказывался переселиться в Неджд[13], в тот Неджд, о котором Пророк (мир Ему и благословение Аллаhа) сказал: «Оттуда придут потрясения и смуты, оттуда появится рог сатаны».
По сути, дела ваххабиты[14] критикуют мусульман из-за разногласий во второстепенных вопросах, не имеющих никакого отношения к основам Ислама. Только из-за расхождений во второстепенных вопросах они объявляют мусульман неверными. Эти люди следуют за учением Ибн Таймии и его последователей и придерживаются буквальной трактовки Корана и Сунны, полностью отрицая попытки рационального понимания священных текстов. На самом же деле их идеи очень даже несостоятельны и не выдерживают даже малейшей критики. Ваххабитские ученые не могут противостоять доводам, приведенным мусульманскими учеными. Вы всегда слышите от них одни и те же слова, они слабы в трактовке Корана и сторонятся любой дискуссии, цель которой поиск истины, поскольку знают несостоятельность своей идеологии.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Илдус Файзов
[1] Гусман бин Башар ал-Ханбали ан-Неджди, ум. 1288г. (1871г.). «Гунван ал-мадж фи тарих ан-Наджд» б.г., со списком населенных пунктов от шейха Мухаммада Абдразака Хамзы, мударриса в священном ал-Хараме, 1/182.
[2] Там же, 1/231.
[3] Там же, 2/114.
[4] Еретические арабские племена неджтитов, азракитов и сафаритов, все родом из Неджда.
[5] «Гунван ал-маджд…», 1/60-61, ниже остановимся на этом подробнее. Любой здравомыслящий человек понимает, что не все жители Неджда были вероотступниками, среди них было много ханбалитских ученых и праведников.
[6] Более подробно об этом будет рассказано в разделе об истории ваххабизма.
[7] Подробнее в разделе «Кровожадные ваххабиты».
[8] Подробнее в разделе «Недопущение людей до священного ал-Харама».
[9] Среди них были шейх Сулейман бин Абдулваххаб ан-Неджди и шейх Ахмад бин Зайни Дахлян.
[10] Имеются в виду мечеть ал-Харам в Мекке и мечеть Пророка (мир Ему и благословение Аллаhа) в Медине. – п.п.
[11] Шейх Гусман ан-Неджди в своей книге «Гунван ал-маджд…», 1/90, описывая мусульманские земли, указывает: «…все мусульманские земли вокруг ал-Харамов, в Йемене, Омане, Ихса и Неджде сейчас являются языческими. В них вы не найдете даже мусульман, которые совершают показные дела или маленький ширк». Из слов автора следует, что все мусульмане этого региона совершали большой ширк. В этой же книге он, ссылаясь на трактат шейха АбдРахмана бин Хасана (2/23), описывая язычество мусульман после возвращения Мухаммада бин АбдулВаххаба из Басры, указывает: «Жители всех населенных пунктов в этих регионах начали поклоняться идолам, могилам, джиннам, деревьям, камням, и это продолжалось до двенадцатого века (1688-1785гг.)». Да, мы можем поверить, что жители Неджда отошли от религии, но что касается мекканцев и мединцев, то этого допустить невозможно. Внуки Мусайлами слишком преувеличивают масштабы распространения язычества.
[12] Вожди ваххабизма и сами это признают, в наставлениях «Для армии», подписанных сотнями саудийских ученых, сказано: «Шестое: после того, как наши земли были объединены, наша армия ни разу не воевала ради распространения единобожия или для того, чтобы помочь униженным мусульманам, живущим по соседству с нами. Единственный раз это случилось, когда мы воевали против евреев на стороне Иордании». На самом деле участие саудийской армии в этой войне было настолько незначительным, что нет смысла упоминать об этом. Но больше всего удивляет то, что эти ученые объявляют джихадом военные операции саудийской армии против мусульман Мекки, Медины, Таифа и других городов.
[13] АбдРахман бин Хасан бин ГабдулВаххаб сравнивает Мухаммада бин АбдулВаххаба с Пророком (мир Ему и благословение Аллаха), а Ибн Сагуда – с ансарами, присягнувшими Пророку (мир Ему и благословение Аллаха) («Гунван ал-маджд…», 2/24). Ниже мы приведем примеры, как некоторые из ваххабитских ученых называли своих последователей мухаджирами и ансарами.
[14] Удивляет, что в наши дни ваххабиты стараются дистанцироваться от своего имени, которым еще вчера так гордились. Разве они не помнят, что их известный шейх Сулейман бин Самхан (ум. 1349г. (1930г.)) назвал одну из своих книг «Ал-Хадияту ас-сунния ва ат-тухфат ал-ваххабия ан-надждия» (ал-Манар, Египет – 1342г. (1923г.))?.