Фото: elements.envato.com, автор: iLixe48
Одной из самых распространенных причин развода в нашем обществе является «третий человек», т. е. близкие члены семьи или кто-то еще, кто вмешивается в дела семьи. Такое положение дел нарушает гармонию в семье и ослабляет уважение, которое должно быть между супругами.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто подстрекает жену против мужа, тот — не из нас». Здесь он указал на то, что мусульманин не должен разрушать отношения супругов, не должен говорить слова и совершать действия, которые могут нарушить их покой.
Исторически в традиционном исламском фикхе право на развод было дано, в первую очередь, мужчине. Из смысла аятов, в которых говорится о разводе, понимается именно это. Однако женщина также имела право требовать развода. В хадисах говорилось, что право на развод было дано тем, кто держит в руках брак. Возможно, лучше всего об этом сказано в следующем предании: «К Посланнику Аллаха ﷺ пришел один раб и сказал: «О, Посланник Аллаха! Мой хозяин женил меня на своей рабыне, а теперь он хочет развести нас». Тогда Посланник Аллаха ﷺ поднялся на минбар и произнес: «О, люди! Что же случилось с вами, и вы жените своих рабов на рабынях, а затем разводите их. Развод принадлежит только тому, кто держит в руках брак (мужу)» (Ибн Маджа).
И в горе, и в радости: супружеская верность и её значение в исламе
Право на развод, которое в хадисе было дано мужчине, полностью соответствовало повелению Корана. Женщина же могла получить право на развод, если муж давал согласие на это право, либо предварительно это право было оговорено до заключения брака. Мухаммад, внук досточтимого Абу Бакра, в слезах пришел к Зайду б. Сабиту, который был писцом откровений, ниспосылавшихся Посланнику Аллаха ﷺ. Зайд спросил у него: «Что случилось, что с тобой?» Он ответил: «Я дал право на развод своей жене, и она развелась со мной».
Тогда Зайд сказал ему: «А что тебя заставило так поступить?» Тот человек ответил: «Судьба!» На это Зайд сказал ему: «Ты можешь вернуться к своей жене! Ведь она развелась с тобой только одним разводом риджи (талаком, после которого можно вернуться) и у тебя есть право вернуть ее» (Муватта).
Как видно из вышесказанного, женщина также могла получить право самостоятельно дать развод. Женщина имела право до заключения брака попросить право на развод, а также могла сделать это и после замужества. Если жена до или после заключения брака не получила права на развод, но все же хотела развестись, то она могла получить развод после выплаты заранее оговоренной суммы выкупа (мухаляа). Этот дозволенный путь обозначался в исламском праве термином «нушуз», который означает раздор и разлад.
В Коране так описывается возможность развестись при условии, когда супруги не могут продолжать совместную жизнь:
«Вам (мужья) не разрешено брать что-то из данного им (женам, то есть из их махра), кроме случая, когда они оба (муж и жена) опасаются, что не смогут соблюсти границы Аллаха (установленные Им для рабов). Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти границы Аллаха, то на них обоих не будет греха, если она выкупит развод. Таковы границы Аллаха. Не преступайте их! А кто нарушает границы Аллаха, тот несправедлив» (Бакара, 229).
Фото: elements.envato.com, автор: Prostock-studio
Подобные разводы были и во время Посланника Аллаха ﷺ. Например, в Медине жила женщина по имени Хабиба (или Джамиля) бинт Сахль. Она была замужем за Сабитом б. Кайсом, о котором Посланник Аллаха ﷺ как-то высказался: «Какой хороший человек!». Но в семье у них не ладилось и жена страдала от него. Поэтому она пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и пожаловалась на него. В результате Посланник Аллах ﷺ вынес решение о невозможности продолжения брака. Хабиба указала на наличие дозволенной причины для развода словами: «О, Посланник Аллаха, я не собираюсь мстить ему и говорить плохо о его религиозности или нравственности. Напротив, по причине семейных раздоров боюсь, что проявлю неблагодарность к нему» (Бухари).
Посланник Аллаха ﷺ позвал к себе Сабита и сказал ему: «Разведись с ней, забрав часть махра». Сабит спросил: «О, Посланник Аллаха, будет ли это уместным?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: да, это будет уместным. Тогда Сабит сказал: «В качестве махра при женитьбе я подарил ей два сада и сегодня они принадлежат ей». Посланник Аллаха ﷺ ответил ему: «Забери их и разведись с ней». Сабит так и поступил!
Правило о том, что при подобном разводе дается некая материальная компенсация (мухаляа), не должно было использоваться для получения материальной выгоды женщиной или мужчиной. В аяте говорится: «..Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали».
В соответствии с ним мужчине, который решил развестись и который должен был отдать махр, запрещалось ради избегания выплаты этого махра вынуждать жену саму просить развода. Таким же образом Посланник Аллаха ﷺ запретил женщинам без дозволенных и конкретных оснований просить развода. Он сказал: «Если женщина без веских на то оснований потребует от мужа развода, то для нее станет запретным запах Рая».
На основе издания "Брачный союз в свете хадисов"