«Мы сотворили вас парами»: cватовство, свадьба и семейная жизнь во времена Пророка ﷺ

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

«И Мы сотворили вас парами» (Ан-Наба, 8).

Когда мы говорим о браке в исламе, мы часто думаем о юридических терминах: никах, махр, условия. Но за этими терминами скрывается живая, трепетная человеческая история, уходящая корнями в благословенную эпоху Пророка ﷺ. Давайте перенесемся на четырнадцать веков назад, в Медину, и посмотрим глазами современника, как начиналась и протекала семейная жизнь сподвижников в самой лучшей из общин.

Первый шаг: сватовство (хитба)

В те времена брак начинался со сватовства. В отличие от доисламских обычаев, где женщина часто не имела голоса, ислам сделал ее согласие столпом брака. Известен хадис, где Пророк ﷺ сказал: «Не выдается замуж женщина, пока не даст ответ (подтвердит словом), и девственница, пока не даст ободрение (молчанием)» (Бухари).

Сватовство было делом простым и благочестивым. Мужчина, желающий жениться, приходил к женщине или ее опекуну (валий) и прямо, без лишних церемоний, делал предложение. Часто это происходило в мечети, которая была центром общественной жизни. Опекуном мог быть отец, брат или другой близкий родственник-мусульманин. Валий не был «хозяином» женщины, а скорее ее защитником, призванным обеспечить ее интересы и заключить договор в соответствии с шариатом.

Исламская линия доверия: «Постоянно ссоримся с мужем. Задумываюсь о разводе»

Фото: jm_video / elements.envato.com

Фото: jm_video / elements.envato.com

Сердце договора: махр и никах

После получения согласия стороны договаривались о махре. Махр – это не «выкуп» за невесту, а дар невесте, знак уважения и ответственности со стороны жениха. Важно понимать, что махр во времена Пророка ﷺ не был формальностью и не всегда был большим. Его ценность определялась возможностями жениха и могла быть как символической, так и существенной.

Известны случаи, когда махром было обучение суры из Корана, железное кольцо или даже освобождение раба. Сподвижник по имени Абдуррахман ибн Ауф (р.а.) получил от Пророка ﷺ совет: «Устрой угощение, и заколи хотя бы одного барана» (Бухари). Это указывает на умеренность и осуждение излишеств.

Сам брачный договор (никах) был предельно простым. Он заключался в присутствии свидетелей (достаточно двух мужчин). Не было пышных залов, длинных речей или сложных ритуалов. Произносилась хутба (проповедь), часто включающая аяты из Благородного Корана, например:

«О люди! Бойтесь [ослушаться] вашего Господа, который создал вас из одного человека [Адама], создал из него же ему супругу и расселил [по земле произошедших] от них двоих многих мужчин и женщин. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и чтите родственные связи. Поистине, Аллах – Наблюдающий за вами» (Ан-Ниса, 1).

Затем объявлялось о согласии сторон, размере махра, и договор считался заключенным.

Радость общины: свадебное торжество (валима)

После заключения никаха следовала валима – свадебный пир. Пророк ﷺ придавал этому большое значение. Валима была проявлением радости и благодарности Аллаху, а также возможностью оповестить общину о новом браке. Она была скромной.

Угощение зависело от достатка семьи: финики, ячменная каша (хайс), хлеб, мясо, если была возможность. Не было запрета на музыку (разрешенный ее вид, например, на барабане (дуфф)) и песни с дозволенными текстами, восхваляющими молодоженов и призывающими благословение. Мужчины и женщины праздновали отдельно, соблюдая правила шариата.

Гости поздравляли молодых словами: «Барака-Ллаху лакя, ва баракка ‘алайкя, ва джама’а байнакума фи хайр» («Да ниспошлет Аллах тебе благословение, и да одарит тебя благом, и да объединит вас во благе!»).

Фото: MorphoBio / elements.envato.com

Фото: MorphoBio / elements.envato.com

Повседневная жизнь: партнерство и милосердие

Семейная жизнь в Медине строилась на принципах, ниспосланных в Священном Коране. Муж был главой семьи и нес ответственность за ее материальное обеспечение:

«Мужчины руководят женщинами, потому что Аллах дал одним преимущества перед другими и потому что они [мужчины] расходуют [на женщин] свои средства» (Ан-Ниса, 34).

Но это руководство – не тирания, а обязанность (таклиф) и бремя.

Жена не была обязана вести домашнее хозяйство, если это не было оговорено в договоре. Многие сподвижницы активно участвовали в жизни общины: занимались торговлей, как Хадиджа (р.а.), передавали знания, как Аиша (р.а.), лечили раненых.

Отношения между супругами должны были быть пронизаны милосердием (рахма) и добротой (ихсан). Пророк ﷺ сказал: «Самый совершенный из верующих в своей вере – тот, кто лучший нравом, а лучшие из вас – те, кто лучше всего относятся к своим женам» (Тирмизи).

Какая семья достигнет счастья в мире вечном?

В быту это проявлялось во всем: Пророк ﷺ сам чинил свою обувь, помогал по дому, шутил с женами и советовался с ними. Конфликты решались через диалог и, в крайних случаях, через процедуру, описанную в Благородном Коране: увещевание, временное разлучение в постели и, только если ничего не помогает, легкое символическое ударение (аль-адхаб), которое в современных условиях понимается многими учеными как моральный сигнал, а не причинение боли.

Таким образом, брак во времена Пророка ﷺ был актом поклонения, простым, ясным и наполненным глубоким смыслом. Он был лишен показной роскоши, сложностей и непосильных расходов. Его основой были не материальные блага, а взаимное согласие, богобоязненность, ответственность и милосердие.

Обращаясь к этой светлой истории, мы находим не просто свод правил, а живую модель того, как семейный союз может стать источником умиротворения (сакина), любви (махабба) и милости, как сказано в Благородном Коране:

«И из Его знамений — то, что Он сотворил для вас жен из вас самих, чтобы вы находили в них покой. Он установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом – знамения для людей размышляющих» (Ар-Рум, 21).

Пусть Всевышний благословит наши семьи и дарует нам возможность строить их в соответствии с предписаниями Творца и сунной Его Посланникаﷺ.

Фото: LightFieldStudios / elements.envato.com

Фото: LightFieldStudios / elements.envato.com

Хасан Умеров

Социальные комментарии Cackle