Вопрос: Салам алейкум. Как можно очиститься от грехов? У меня их полно, и я сожалею что их совершил. Я боюсь. Что можно (или нужно) сделать, чтоб эти грехи были прощены ? (помимо совершения множества добрых дел в течении всей жизни) Ахмед
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саляму алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
В книге "Ислам" Мухаммада Хамидуллаха в главе "Ошибка и ее исправление" есть прекрасный ответ на ваш вопрос:
Человек слаб. Потому что в человеке есть тяга как к хорошему, так и к плохому. Слабости, заложенные в нем с рождения, пробуждают в нем обиды, толкают к совершению грехов, несправедливости и нанесению обид тем, кто слабее него и не имеет возможности противостоять ему. Напротив, благородство души в дальнейшем пробуждает в нем сожаление и раскаяние, и, в силу своих возможностей и характера, человек старается исправить совершенную им несправедливость.
Ислам подразделяет ошибки на два больших класса: связанные с нарушением прав Аллаха (неверие, не совершение намаза и др.) и связанные с нарушением прав рабов божьих. В силу их природы, Аллах не прощает грехи, связанные с нарушениями прав рабов, их может простить лишь тот, кто был обижен, притеснен, то есть тот, в отношении которого это преступление было совершено. Вместе с тем, при нанесении обиды другому созданному, будь то человек, животное или другое живое существо, совершается двойной грех: не только по отношению к тому, кому нанесена обида, но и по отношению к Аллаху.
Есть много способов загладить вину перед другим человеком: в некоторых случаях бывает достаточно попросить прощения, иногда нужно возместить ущерб, если нельзя вернуть то же самое, то отплатить чем-то другим и т.д.
Быть терпимым к другим и прощать их – это благородное поведение, которое очень приветствуется исламом. Например, в Коране говорится: «Стремитесь же обрести прощение Господа вашего и рай, простирающийся на небесах и на земле и уготованный для богобоязненных, которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния» («Али Имран», 3/133-134).
Прощение приветствуется и поощряется, однако (принимая во внимание чувства и потребности обычного человека) требовать наказания и возмещения нанесенного ущерба разрешается. Таково понимание этого и многих других подобных аятов Корана: «Воздаяние за зло – равноценное зло. Но тот, кто простит и уладит [дело] миром, будет вознагражден Аллахом. Ведь Он не любит нечестивцев» («аш-Шура», 42/40).
Милосердие и прощение Аллаха превосходит милосердие и прощение всех созданных. Аллах – Обладатель самых прекрасных имен, среди которых ар-Рахман (Милостивый из милостивейших), ат-Тавваб (Единственный истинно принимающий покаяние), аль-Афув (Любящий прощать), аль-Гаффур (Скрывающий грехи). Те, кто совершив грех, тут же раскается и попросит у Аллаха прощение, найдет у Аллаха самое великое снисхождение. Следующие два аята раскрывают понимание ислама в отношении божественной милости и прощения:
«Воистину, Аллах не прощает, когда веруют в других богов, кроме Него, но прощает, кому пожелает, все грехи, кроме этого. А тот, кто верует в других богов помимо Аллаха, пребывает в глубоком заблуждении» («ан-Ниса», 4/116).
«Скажи, [Мухаммад, от имени Аллаха]: «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он – прощающий, милосердный» («аз-Зумар», 39/53).
Если отвергнуть неверие и устремиться к Аллаху, прося у Него прощения, можно надеяться на любую милость от Него. Человек слаб и часто меняет свои решения. Искреннее раскаяние открывает путь к божественной милости и прощению. В исламе, чтобы получить божественное прощение, нет необходимости в посредничестве кого бы то ни было или в обращении к каким-либо обрядам или ритуалам. Для этого нужно лишь непосредственно обратиться к Аллаху, искренне просить у Аллаха, которому все известно, и от которого ничто не скроется, принять свое раскаяние и сожаление. Как говорит Досточтимый Пророк: «Любовь Аллаха к своим творениям намного больше, чем любовь матери к своим детям». В другом хадисе говорится: «Аллах разделил свое милосердие на 100 частей, из них 99 частей сохранил у Себя и лишь одну часть распространил по Земле. Благодаря этой частице милосердия, Его творения проявляют милосердие друг к другу». В священном хадисе Досточтимый Пророк сообщает нам слова Аллаха: «Если кто-либо приблизится ко Мне на расстояние пяди, Я приближусь к нему на сажень. К тому, кто приблизится ко Мне на сажень, Я приближусь на аршин. К тому, кто пойдет ко Мне шагом, Я устремлюсь навстречу бегом». Аллах говорит в Коране: «Воистину, добрые деяния устраняют деяния дурные», но это не надо понимать так, что благие дела автоматически ведут к прощению грехов Аллахом, ведь добро и зло существуют, а нам предоставлен выбор, за который мы ответственны.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Илдус Файзов