Вопрос.
У меня деспотичный и неадекватный отец. Никогда больше года на одном месте не работал, почти всю жизнь сидел дома. У моей матери были возможности разойтись с ним, но она решила что лучше жить с ним, хотя сама локти кусает, не знает, куда деться от него.
Я сам намаз начал читать неделю назад, в пятницу хожу в мечеть. Стараюсь держаться религии Аллаха. Мой вопрос: могу ли я перестать общаться с отцом или перевести общение на формальный характер в духе одного звонка в месяц или неделю?
Дело в том, что я не хочу больше ничего с ним иметь. Из-за того, что он всю жизнь нас выгонял, унижал, оскорблял, у меня комплексы и проблемы. Мне 29, но я не могу общаться с девушками. Часто бывают вспышки гнева. Не могу принять то, что в Исламе нужно уважать родителей, даже если они такие плохие...
Ответ.
Хвала Аллаху, Милостивому и Всемилостивому! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей! Аминь.
Человек был рожден в этот мир только лишь для поклонения Всевышнему Аллаху. Земля – это наша временная обитель, а впереди – вечность. Наша мирская жизнь, на самом деле, коротка. С чем мы вернемся к Аллаху?
Каждый человек понесет с собой в мир иной то, что приобрели его руки. Это не богатство и не высокое положение в обществе, и не знатное происхождение... Это ваш иман (вера) и добрые поступки.
Так, доброе отношение к родителям – это обязанность для каждого мусульманина и каждой мусульманки. Даже если родители неверующие, к ним должно быть доброе и заботливое отношение.
Нужно ли поддерживать отношения с родственниками, от которых исходит зло? >>
Как вы поняли, мы в ответе за свои поступки, а родители – за свои. Вам нужно думать о своем положении в ахирате. И тогда Аллах облегчит вашу земную жизнь, и в частности, взаимоотношения с отцом. Ведь руководство Аллаха, взятое из Корана и Сунны господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, облегчает нашу земную жизнь и дарит счастье в Последней обители. Ин ша Аллах.
Поэтому сохраняйте и поддерживайте родственные узы. Да, вам жаль свою мать и себя в детстве. Но ваша мама сделала свой выбор, а вы уже повзрослели. Вы в таком возрасте, что сами можете помочь себе и другим. А мама – взрослый человек и сама выбрала жизнь с этим человеком. Вы можете любить ее и заботиться о ней достойным образом. Это то, что в ваших силах, в действительности, сделать для нее. А выбирать за нее с кем и как жить, вы не можете.
Любите отца по факту его отцовства, хорошо относитесь к нему и заботьтесь о нем достойным образом ради довольства Аллаха и своего положения в ахирате. Да, ваш отец вел себя с вами не лучшим образом. Но ведь он сам же себе причинил вред. Посмотрите, как к нему относятся близкие люди и окружающие. А что его ждет в ахирате, знает только Всевышний Аллах. И вместо неприязни вы должны проникнуться к своему родителю сочувствием и делать все для того, чтобы он, по-настоящему, стал счастливым. Вы не должны любить лишь плохие поступки своего отца. Просите Аллаха простить вашего папу и даровать ему красивый нрав и благой исход.
Задумайтесь, нет ли в вашем поведении манер отца? Ведь если он был, как вы пишите, «деспотичным и неадекватным», то вы могли перенять на себя какие-то из его качеств. И это может портить вам жизнь, общение с людьми, в том числе с отцом. И получается, что вы, вроде как, хотите отдалиться от отца по причине его характера, а сами ведете себя похожим образом. Но от себя не убежишь…
Поэтому вы должны стараться поддерживать с отцом хорошие отношения. Иначе говоря, не вести себя с ним так, как вам не хотелось бы, чтобы он вел себя с вами и вашей мамой. А иначе, так происходит, что вы, как бы, желаете отдалиться от этого, удлинив дистанцию в общении с отцом, но сами ведете себя подобным образом. Вам нужно быть внимательнее к своему поведению и своему положению в ахирате. А отец понесет свое перед Аллахом.
Несправедливость родителей. Что об этом говорит Ислам? >>
Если же вы проигнорируете свое поведение («частые вспышки гнева»), то в действительности, вам мало что удастся изменить в своей жизни, которую вы хотите видеть иной, чем у своего отца и со своим отцом. Смотрите на проблему глубже. Вы хотите убежать от грубости, раздражительности и тому подобных характеристик своего папы, хотя сами являетесь носителем, близкого к этому, нрава. Поэтому вы не можете общаться с ним и избегаете контактов. Но это, в действительности, проблему не решит. Ведь вы не желаете повторить жизнь своего отца и подобное отношение людей к себе, как у него с окружающими?
Если же вы измените себя, то у вас наладятся отношения и с отцом. И не будет необходимости избегать общения с ним. Ин ша Аллах. Просите Аллаха облегчить вам и помочь.
«Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Сура «Фатыр», «Творец», аят 18).
«Знайте, что земная жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение, и похвальба между вами, и стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают сеятелей, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения, и прощение от Аллаха, и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения» (Сура «АльХадид», «Железо», аят 20).
«Мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, а Последняя обитель — это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!» (Сура «Аль-Анкабут», «Паук», аят 64).
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие земной жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (Сура «Аль-Имран», «Семейство Имрана», аят 14).
«Если бы мир этот стоил у Аллаха хотя бы комариного крыла, Он не дал бы неверующему из него и глотка воды» (Тирмизи).
«Мир этот по сравнению с миром вечным словно палец, который один из вас погружает в море, — пусть посмотрит, с чем он вернётся» (Муслим).
«Не тот поддерживающий родственные связи, кто делает это одолжением (или ищет обоюдности сторон), а тот, кто сохраняет связь, даже если оборвали с ним» (Бухари, Ахмад).
«Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (Сура «Аль-исра», «Ночной перенос», аят 23).
«Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха» (Бухари, Муслим).
Я желаю мира вашему дому. И хвала Аллаху, Господу миров! Аминь.
Обязаны ли дети слушаться родителей-немусульман? >>
Эльвира Садрутдинова