Разновидности браков у арабов во времена джахилии (невежества)


У арабов были приняты несколько видов брака, которые считались общепризнанными и никем не осуждались. Их перечислила Айша (радыяллаху анха): «Во времена невежества существовали четыре связи между мужчиной и женщиной. Один из них- заключение брака, который заключают люди сегодня: мужчина просит у другого руки его дочери или подопечной, дает ей брачный дар, а потом заключает с ней брак. Второй вид: мужчина говорил своей жене, очистившейся после менструации: «Пошли кого - нибудь к такому-то и проведи с ним ночь!» После этого он не прикасался к ней до тех пор, пока не становилось ясно, что она беременна от человека, с которым была. Когда же становилось ясно, что она беременна, муж прикасался к ней, если желал. Он поступал так, стремясь иметь ребенка от человека благородного происхождения. Это называлось браком пользования (никах аль- истибда). Третий вид: собирались несколько мужчин - меньше десяти - и входили к одной женщине, причем каждый из них вступал с ней в половую связь.

Она беременела, а после родов посылала за ними, и никто из них не мог отказаться прийти. Когда они собирались у нее, она говорила: «Все вы знаете, что сделали, и я родила, и это твой сын, о такой-то!»- при этом она называла по имени кого желала, и ребенок считался его сыном, и он не мог отказаться него. Четвертый вид: собиралось много мужчин, и все они входили к женщине, и она не отказывала никому из них. Это были блудницы и они вешали над своими дверями флажок, который служил знаком для мужчин, и к ним входил любой желающий. Если одна из них беременела, то после родов все они приходили к ней и приглашали людей, умеющих определять родство по внешности, и ребенок считался сыном того, на кого они указывали. Он забирал его, и тот назывался его сыном, и тот не отказывался от него… А когда был послан Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), все виды брака, существовавшие во времена невежества, были отменены, за исключением того, который заключают люди сегодня» (Бухари, хадис 5127)

Некоторые ученые упоминают и другие виды брака, о которых не упоминала Айша (радыяллаху анха). Например, мужчина брал себе любовницу. Всевышний Аллах сказал: «Посему женитесь на них с разрешения их семей и давайте им вознаграждение достойным образом, если они являются целомудренными, а не распутницами или имеющими приятелей» (сура Женщины, аят 25).

Арабы говорили: «Если скрыть это, в этом нет ничего страшного, а то, что совершается открыто,- позорно и достойно осуждения». Подобный «брак», конечно же, был ближе к прелюбодеянию, чем к браку. Также стоит упомянуть о временном браке (мута), который заключался на определенный период времени, по окончании которого мужчина и женщина расставались и каждый жил своей жизнью. Был еще так называемый брак обмена «никах аль-бадль». Один человек говорил другому: «Предоставь мне свою жену, а я предоставлю тебе свою, и еще добавлю тебе».

К видам брака, которые запретил Ислам, относится и шигар. Осуществлялся он по следующей схеме: человек выдавал свою дочь за другого, а тот, в ответ, выдавал за него  свою дочь, и при этом девушки не получали никакого брачного дара.

Арабы считали дозволенным жениться одновременно на двух сестрах. Кроме того, мужчина мог жениться неограниченное число раз.  Ко времени появления Ислама у многих арабов было десять и более жен. Ислам ограничил число жен, разрешив мужчине жениться не более чем на четырех, и то при условии, что он способен содержать их и соблюдать справедливость в своем отношении к ним. Если же верующий боится, что не сможет соблюдать справедливость, он должен ограничиться одной женой. Во времена невежества арабы не считали обязательным справедливо относиться к женам. Как раз напротив, очень часто они обращались с женами плохо, притесняли их и не соблюдали их права.  А потом пришел Ислам, восстановил справедливость и обеспечил женщине соблюдение ее законных прав, предписав мужьям хорошо обращаться с ними и делать им добро. Ислам наконец-то наделил женщин правами, о которых они долгое время могли только мечтать.

Али Мухаммад ас-Салляби

Социальные комментарии Cackle