О прерывании беременности с позиции четырех мазхабов
Ребенка, живущего в утробе матери, называют эмбрионом
Среди основополагающих принципов, которым наша религия придает первостепенное значение, значится охрана жизни человека и его потомства. В связи с этим наша религия побуждает человека к браку и запрещает убийство не по праву.
Ребенка, живущего в утробе матери, называют эмбрионом. Какое-либо вмешательство извне, совершенное матерью или иным лицом и ставшее причиной выкидыша или смерти плода, является предметом изучения с точки зрения его запрещенности или дозволенности, а также с точки зрения юридической ответственности, которую несет лицо, осуществившее это вмешательство и его окружение. Мы же здесь рассмотрим только религиозные установления в отношении действий, совершенных с целью прерывания беременности.
По мнению некоторых исламских ученых, прерывание беременности запрещено. По мнению Ибн Джузайа, являвшегося факихом маликитского мазхаба, после того, как сперма попала в матку, любое вмешательство является запрещенным, вмешательство после того, как эмбрион уже сформировался, имеет еще более сильный запрет, а вмешательство после того, как в зародыш вдохнули душу, является убийством человека. И он также подчеркивал, что по этому поводу существует единогласное мнение ученых. Имам Газали являвшийся одним из крупнейших ученых шафиитского мазхаба, придерживался того же мнения.
По мнению мазхаба Шафии, прерывание беременности в течении первых сорока дней, при наличии обоюдного согласия супругов и проводимое двумя надежными врачами безопасным для жизни женщины образом, не является харамом, но является нежелательным действием, близким к хараму (макрух). Прерывание же беременности после сорока дней является запрещенным. И чем больше срок, тем жестче этот запрет. По мнению ученых-шафиитов, формирование плода начинается после сорока дней.
Некоторые ученые ханбалитского мазхаба разделяли мнение шафиитов, согласно их мнению, прерывание беременности в течении первых сорока дней, до того, как начнется формирование плода, является разрешенным. Проведение аборта после этого срока является запрещенным. По мнению других ученых-ханбалитов, аборт запрещено делать после того, как у зародыша появятся признаки жизни, то есть после четырех месяцев.
Среди факихов ханафитского мазхаба по этому поводу существуют различные мнения. По мнению некоторых, избавление от несформировавшегося плода с неразвитыми органами, является разрешенным, и этот срок составляет первые сто двадцать дней. Некоторые же ученые ханафитского мазхаба высказались против того, чтобы считать избавление от плода разрешенным, и были не согласны с установленными сроками развития плода. По их мнению, даже если зародышу, находящемуся в утробе матери не исполнилось четырех месяцев, проведение аборта запрещено.
Проводящий аборт хоть и не рассматривается как совершивший убийство, но, тем не менее, считается совершившим грех. Некоторые исламские ученые высказали мнение о том, что формирование плода происходит раньше указанного срока и обратили внимание на то, что слово «формирование» в данном случае может означать вдыхание души. Так как в одном из хадисов сто двадцатый день упоминается как день, в который зародыш обретает душу (Бухари, Бадуль-Хальк, 6; Муслим, Кадар, 1).
Также ученые ханафитского мазхаба сказали о том, что если выкидыш сформировался хотя бы частично, например можно различить пальцы, то в этом случае он считается ребенком, и произошедший выкидыш рассматривается как роды, и таким образом вступают в силу правовые решения, связанные с рождением ребенка.
Автор: Сафия Мустафина
Читайте также:
-
Плохая память и что с ней делать?
Память является одной из функций мозга, представляющая собой способность защитить полученную информацию и связывать сознательно ее с прошлым.
-
Али ибн Абу Талиб - четвертый праведный халиф
Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб), ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями.
Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада( мир ему и благословение Всевышнего!).
Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло.
Историческая роль халифа Али в Исламе
После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья».
Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али.
В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф попав в плен был убит.
После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату.
Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа.
Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
-
12 хадисов об отношениях между мужчиной и женщиной
Отношения между мужчиной и женщиной – самые сакральные, самые особенные отношения, полные таинства. Аллах Всевышний сотворил противоположные друг другу нравы, характеры, предпочтения, но они находят друг друга, объединяются и по милости Аллаха между ними зарождаются самые теплые отношения: любовь, дружба и уважение. Все это таинство и благословение Аллаха, который заповедовал человеку идти по жизни крепко взявшись за руки с другим человеком, будучи оберегаемым и защищенным. О самых главных отношениях между людьми сказано во многих хадисах Посланника Аллаха (мир ему):
-
Не могу научиться читать Коран без ошибок. Это грех?
Я только недавно начал учиться читать Коран, и еще не знаю всех правил. Если при чтении я буду допускать ошибки, будет ли это считаться грехом?
-
Правда ли, что отказаться от приглашения в гости - грех?
Если вас пригласили в гости или на какое-то торжество, то необходимо...
-
Разрешено ли откладывать совершение намаза на конец его времени?
Как мы понимаем, в вопросе речь идет о совершении намаза в самом конце его времени, а не о его пропуске.
-
ВАЖНО! Самые распространенные ошибки верующих во время поста
В этой статье мы вкратце перечислим, что советуют врачи, чтобы на протяжении всего этого времени поста сохранить хорошую форму и самочувствие.
-
Особенности прощения в исламе, или почему иногда полезно не прощать
Прощение – это признак сильного духа, высокого нрава, живого сердца и светлой веры. Однако нужно ли прощать человеку каждый его проступок?