Вопрос: Могут ли женщины при совершении малого омовения протирать влажной рукой платок вместо волос?
Ответ: Этот вопрос является очень важным и требующим особого внимания, так как протирание головы является одним из фардов малого омовения.
Алимы ханафитского мазхаба считали неразрешенным протирание чалмы и протирание женщинами платкапри совершении малого омовения. Данное мнение опирается на риваят, переданный от Айши (радыйаллаху анха). В этом риваяте сообщается, что Айша (радыйаллаху анха) протерла волосы, просунув руку под платок, а затем сказала: «Делать так приказал мне посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям)».
Хотя имамы-муджтахиды ханафитского мазхаба и говорили о недопустимости протирания женщиной платка, опираясь на данный риваят, но, тем не менее, в данном вопросе их позиция не была очень твердой. В соответствии с их мнением, если женщина протирается голову поверх платка, то в этом случае влага должна проникать к волосам через платок. Чтобы ¼ часть головы оказалась намоченной (ас-Сарахси, аль-Мабсут, I, 101).
Как мы видим, алимы ханафитского мазхаба в этом вопросе демонстрировали снисходительность в случае крайней необходимости.
Один из крупнейших факихов ханбалитского мазхаба Ибн Кудама в своей книге аль-Мугни, пишет о том, что по данному вопросу существует два мнения:
1. По мнению Ибн Мунзира (дата смерти 242/856), женщинам разрешено протирать голову поверх платка. Так как одна из жен посланника Аллаха – Умму Саляма (радыйаллаху анха) протирала голову поверх платка (Ибн Абу Шейба, аль-Мусаннаф, 1/22).
2. В соответствии с другим мнением, женщинам не разрешено протирать голову поверх платка. Когда имама Ахмада спросили, как женщины должны протирать голову, он ответил: «Женщины должны протирать голову не поверх платка, а просовывая руку под него».
Также о недопустимости протирания чалмы или платка единодушно высказывались Нафи, Малик, Шафии, Хаммад ибн Сулейман, Авзаи и Саид ибн Абдульазиз (рахимахумуллах).
Имам Малик (рахимахуллах) в частности говорил, что если женщина при совершении малого омовения протрет платок, то и ее омовение, и ее намаз, будут недействительными. В качестве доказательства он приводил вышеупомянутый риваят от Айши (радыйаллаху анха) (Малик ибн Анас, аль-Мудавванатуль-Кубра, 1/16).
Подводя итог всему сказанному, следует отметить: чтобы не давать повода возникновению сомнений самым правильным при совершении малого омовения является протирание непосредственно головы, а не чалмы или платка.
Islam-Today