Начиная соблюдать ислам, многие мусульманки сталкиваются с внутренним конфликтом в предпочтении стиля, фасона, цветов. Во многом это зависит от внутреннего самоощущения, «до исламских» предпочтений, образа жизни и страны проживания, которое может быть достаточно демократичным в отношение внешнего вида в отличие от стран, придерживающихся строгого традиционного уклада.
Собственно, западная демократичность и отсутствие сегодня конкретных традиционных устоев отдельных народов России и не только вводят многие погрешности в одеяние современных мусульман, подсознательно подталкивающие их на выделение себя путём выбора броского стиля, имиджа, которые тянут за собой и показ сексуальности облегающими тело нарядами, и неподобающей верующим дерзости как во внешнем облике, так и в их поведении.
Вокруг темы хиджаба ведутся разговоры о том, можно ли носить мусульманкам брюки и не является ли это уподоблением мужчинам. Чтобы разобраться в этом вопросе, для начала предлагаю заглянуть в историю арабского народа и узнать, было ли место брюкам в женском гардеробе во времена Пророка (мир ему) и халифата, а также в одеяниях других народов, соблюдающих ислам.
Итак, общий стиль одежды мусульманского мира был всегда просторным, скрывающим фигуру и складывался параллельно с укреплением позиций ислама и формированием средневекового мусульманского этикета. Так, одежда мужчины тех времен, обычно состояла из нательной рубахи с длинными узкими рукавами, одетой поверх белых хлопчатобумажных шаровар на шнурке, и достигающего щиколоток, широкого запашного кафтана (халата) с длинными рукавами, украшенными вставками из ткани с узорами.
В холодное время верхней одеждой служила джубба (отсюда русская шуба). Это тёплая шерстяная одежда на подкладке, подбитая ватой, напоминающая кафтан. Самым демократичным видом верхней одежды мужчин и женщин был широкий свободный шерстяной плащ, именуемый абайей.
Традиционный же арабский костюм, который носят сегодня в виде свободного, длинного платья, дополненного большим куском ткани для покрывания головы, был унаследован от древних племён бедуинов Аравии.
Современный стиль этого костюма и головного убора, который называется куфией или арафаткой, был разработан в Англии и в Швейцарии, и к Сунне ношения головного убора Пророком (мир ему) не имеет никакого отношения, так как известно, что он всегда повязывал чалму.
Женский костюм от мужского имел отличия в деталях, но сохранял общий стилевой принцип длинной просторной одежды, покрывающей всё тело. Нательная рубаха была короче и шире, просторные шаровары (шальвары), стянутые на бедрах шнурком, собирались во множество складок.
Длинный кафтан был с прорезями по бокам и опоясывался шалью или большим узорчатым платком. Голову покрывали расшитым муслином, имеющим форму длинного шарфа, откинутые назад концы которого могли свисать до самой земли.
Выходя на улицу, женщина закрывала лицо изаром – специальным покрывалом из полотняной или шёлковой ткани. Верхний конец его натягивался сзади на голову и закреплялся шнурком на лбу, в то время как всё полотнище, придерживаемое спереди руками или закреплённое застежкой, ниспадало на спину и бока, практически полностью закрывая фигуру. Многообразие женского костюма достигалось не изменением фасона, а сменой расцветки и украшений, пышностью или скромностью вышитых орнаментов.
Разнообразие в одежде всегда перетекало то в один, то в другой образ, перенимая элементы одеяний с других культур. Связано это было как с торговыми отношениями между разными странами, так и расширением границ исламского мира в периоды завоеваний халифата в VII–VIII вв. Это объединило страны и народы, имевшие отличные обычаи, вкусы, привычки и манеру одеваться.
В IХ-Х вв. умение одеваться достигло совершенства. Но на столетия вперёд были определены основные черты костюмов мусульман, стерегущие благочестие и целомудрие общества верующих. Принявшие ислам народы других стран подчинили свои национальные одеяния принципам религии, оставив свою идентичность в расцветках и элементах, что добавило колоритности всей мусульманской умме.
Говоря о дозволенности брюк мусульманской женщине, то, как мы увидели выше, они всегда были и играли важную роль в сокрытии женского аурата. Так и во многих традиционных костюмах женщин-мусульманок разных национальностей неспроста можно наблюдать наличие штанов, шаровар, брюк. Они или полностью сокрыты под платьем или же частично открыты под туникой.
Однако следует обратить внимание, что в ни в одной народности, исповедующей ислам, женщины не носят брюки отдельно как самостоятельную одежду, а непременно опускают поверх что-то длинное и просторное.
Ношение же штанов женщинами никак не может считаться уподоблением их мужчинам, как и ношение мужчинами платьев-рубах не может свидетельствовать об уподоблении их женщинам. Ведь целью ношения такой одежды и теми и другими является не желание уподобиться противоположному полу ни внешне, ни в поведении. Это обычное необходимое одеяние. Кроме того, и мужская, и женская одежда всё же отличается по многим внешним признакам в зависимости от национальной культуры.
Кстати говоря, интересно, что у мужчин некоторых народов, например, татар, не вставал вопрос длины штанов, а именно, о запрете или дозволенности слишком длинных штанин. Ведь национальной особенностью их было ношение высоких ичигов, в которые они просто заправляли штанины.
Как одевались татары в середине XIX – начале XX веков? >>
Основную причину наличия штанов в гардеробе мусульманки можно понять из следующего хадиса:
«Сообщается, что однажды, когда посланник Аллаха (мир ему) вместе с Али (пусть Аллах будет им доволен) находились на кладбище Баки, они увидели, как женщина, проезжавшая на осле мимо кладбища, упала с него. Посланник Аллаха (мир ему) тут же отвернулся в сторону, а Али сказал: «На женщине надеты шальвары, ни одна часть её тела не раскрылась». Тогда посланник Аллаха (мир ему) помолился за эту женщину, одевшую шальвары».
Из всего вышеописанного напрашивается вывод: штаны необходимы и мужчинам, и женщинам. Они достойно покрывают аурат и увеличивают зону комфорта.
Относительно того, почему женщине не дозволено ходить в одних лишь брюках, штанах и даже при наличии туники до колен, то причина очевидна: если даже штаны будут очень широкими, они всё же неизбежно выделят формы аурата, а при походке и движениях из под туники, не достигающей уровня ниже колен, отчетливо станут выделяться бёдра, тем самым нарушая цель хиджаба. По этой причине туника обязательно должна быть ниже колен!
Помните, что аксиомой покрытия любых народов, исповедующих ислам, является избегание всякого посыла сексуальности как в одежде, так и в поведении.
Айна Замаева