Узорное ткачество среди татарок: забытый ключ к сердцу свекрови
С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!
Массовое прекращение узорного ткачества среди татарок привело не только к значительному уменьшению национальных шедевров, но и к духовно-нравственным пробелам.
Если ранее татарка проводила свой досуг за рукоделием, то теперь это совсем другой род деятельности, порой неженственный. Вышивка позволяет девочкам воспитывать в себе женские качества характера: усидчивость, внимательность к деталям, развитие фантазии, учит продумывать свою работу от начала и до конца, а также устанавливает через творчество контакт с внешним и духовным миром.
Каждый узор имеет свою форму, цвет, место и предназначение. Вышивальщица, создавая свою работу, выражает, как свое настроение, так и духовный посыл. Например, в татарском орнаменте тюльпан ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском языке состоит из тех же букв, что и имя Всевышнего Аллаха, а роза является символом пророка Мухаммада (ﷺ). Таким образом, занимаясь рукоделием, татарка подкрепляет свою связь с религией, внешним миром, в созидательном и чарующем виде выражает свои эмоции.
Сейчас женщина начинает терять это преимущество культурного наследия и выражает свои чувства по иному, увы, менее эстетично и тонко. Образ вышивальщицы с набором символов на ткани выглядит завораживающе. В спокойном уединении она украшает скатерти, наволочки, полотенца, фартуки, платья, головные уборы, намазлыки... Она погружена в себя, и ее мысли татарским орнаментом приятно ложатся на ткань. Мастерица занята полезным, женским делом и, в тоже время, находит место для воплощения своей фантазии, настроения и духовного мира.
По татарской традиции девушка, переезжающая в дом к мужу, развешивает новые полотенца и занавески, а также раскладывает половики, что дает невесте право освоиться в новом доме, а родственникам жениха – посмотреть на приданое. Здесь кроется еще очень важный момент. Татарская девушка покидает отчий дом и входит в жилище свекрови. Она новый человек в доме и первое время может чувствовать себя скованно. И вот татарская девушка размещает в доме супруга ручную работу, которую она создавала с юных лет. Ее учили этому бабушка или мама. Эти теплые и трогательные воспоминания отражаются слезами радости. Куда не посмотри: окна, столы, полы – её рука, её душа. Это дает моральное утешение и духовную поддержку. И в этом сила культурного наследия! Все это помогает сохранять душевное спокойствие и развивать в себе терпение и красоту души.
К сожалению, в погоне за «благами цивилизации» мы забываем отдать дань нашему богатому татарскому наследию. Но невозможно стать человеком, потеряв себя. Поэтому важно держаться за национальную идентичность в культуре, языке. Забывая свою культуру и свой родной язык, вы забываете и себя. Потому, что у любого, даже самого красивого цветка есть корни. И они – его основа, питающие жилы и вдохновляющие на рост и расцвет.
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями!
Читайте также:
-
Значение слова «джихад» в классическом арабском языке
В энциклопедическом словаре классического арабского языка «Лисан аль-’араб» («Язык арабов»), принадлежащем перу имама и великого ученого лингвиста Ибн Манзура, отчетливо раскрывается разносторонность и многогранность термина «джихад».
Слово «джихад», в своей основе из корневых букв «джим», «hа» и «даль» (дж + h + д), согласно ибн Манзуру, несет следующие смысловые значения:
-
Закят
Следует знать и различать два понятия: закят и садака. В первом случае – это обязательная милостыня мусульман, которую они выплачивают при определённых условиях и раз в году. Садака – это добровольное пожертвование, которое мусульмане выплачивают по собственному желанию.
-
15 хадисов о любви
Посланника Аллаха заключена мудрость, применяя и учитывая которую, мы непременно выстроим брак, ведущий в рай, и обретем сладость рая уже в этом мире в виде своих мужей и жен. Вот что гласят хадисы Посланника Аллаха (мир ему) о любви между мужем и женой и в целом
-
3 аята, необходимые для счастливого брака
Арабское слово «джамиль» означает «красота». Оно относится как к внешней, так и внутренней красоте. Тем не менее, в Коране в большей степени данное понятие относится к красоте в поведении. В Священном писании слово «красота в поведении» упомянута 6 раз.
-
Польза некоторых сур Корана
Книга Всевышнего – Коран – это не только книга назидания и предупреждения, но и источник, в котором верующий может найти защиту от зла, довольство Аллаха и вознаграждение в обоих мирах. Каждая сура – особенная, и есть среди них те, которые были отмечены Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует благодаря определенной пользе, приносимой ими верующим. Какие это суры и какое вознаграждение за них обещано?
-
Виды шариатских предписаний
Различные виды шариатских предписаний ученые Ислама обозначают определенными терминами. Например, ученые мазхаба Ханафи используют в книгах по Фикху термины: Фард, Ваджиб, Сунна, Мустахаб, Мубах, Макрух, Муфсид, Харам. Эти Предписания и Запреты называются "Таклиф", а тех, кто обязан их выполнять, называют "Мукялляф". Предписания и Запреты, исполняемые мукялляфами, имеют различную степень важности.
-
Почему место нахождения колодца Зам-зам было скрыто от людей?
Однажды Абдул-Мутталиб спал в своей комнате, которая находилась в пристрое к Каабе. Во сне он услышал: «Эй, Абдул-Мутталиб! Встань и очисти колодец, убери из нее землю». Он проснулся в страхе. Через некоторое время вновь задремал и заснул. Тот же голос сказал ему те же самые слова.
-
Какой поступок избавит верующего от могильных страданий?
Абу Хурайра (р.г.) передал такой риваят: «Посланник (с.г.в.) однажды сказал, что в Раю есть большие комнаты из света. Сахабы спросили: «О, Посланник Аллаха! Для кого эти комнаты?» Посланник (с.г.в.) ответил: «Эти места для тех, кто подает людям милостыню, говорит им добрые слова, кормит неимущих и молится по ночам, когда другие спят».