Мы как-то уже говорили о том, что жизнь Пророка (мир ему) во многих моментах опровергает стереотипы, которые сложились о мусульманах и их образе жизни. Сегодня хотелось бы поговорить о некоторых моментах из жизни его жены, праведной Аиши (да будет доволен ей Аллах), чья жизнь также опровергает многие ошибочные мнения о роли женщины в исламе.
Как обычно представляют себе мусульманскую женщину окружающие? Это простая, не особенно образованная женщина, полностью погруженная в домашние заботы о муже и детях. Муж не уделяет ей много внимания, да и вообще – общается с ней редко, только на бытовые темы, поскольку не особенно уважает ее и не считается с ее мнением. Она, наоборот, не сколько любит, сколько боится мужа, не осмеливаясь лишний раз беспокоить его разговорами. В общем, жизнь такой женщины тяжела и незавидна.
К сожалению, часто мусульманские мужчины могут вести себя с женами именно таким образом – что только способствует укоренению данного стереотипа в обществе, хотя такое поведение относится к каким-то национальным обычаям и традициям, не имеющим ничего общего с исламом.
Однако, что вы скажете о мусульманской женщине, которая считалась одной из самых праведных женщин мусульманской общины, но при этом отличалась глубокими познаниями в области религиозных наук – ее муж не считал ее глупой женщиной, но старался всячески развивать ее ум и природные способности?
О женщине, которая хотя любила и уважала своего мужа, однако иногда ревновала его, позволяла себе спорить с ним и выказывать ему свое недовольство? О женщине, чей муж шутил и играл с нею, не стесняясь показывать ей свою любовь и ласку? О женщине, у которой не было детей, однако, любовь мужа к ней не становилась меньше по этой причине?
Все эти качества были присущи благородной Аише, да будет доволен ею Всевышний. Но давайте поговорим обо всем по порядку.
После того, как они поженились, он шутил с ней и называл ее ласковыми прозвищами. У Аиши был красивый цвет лица, поэтому Пророк (мир ему) называл ее Хумейра (румяная). Они бегали наперегонки – когда Аиша была помоложе, она обгоняла Посланника, но через какое-то время, когда она стала старше, уже наоборот, Пророк обогнал ее в этой игре и, рассмеявшись, сказал ей: «Это тебе за тот раз!».
Поскольку Аиша была не единственной женой Посланника Всевышнего (мир ему), она ревновала его к другим женам. Передается, что однажды, когда Аиша заболела, Пророк (мир ему) сказал ей: «Если ты умрешь раньше меня, я своими руками заверну тебя в саван и опущу в могилу». Аиша вспылила от ревности: «Ты хочешь, чтобы я скорее умерла, и ты привел бы в дом новую жену?!». На это Пророк (мир ему) только улыбнулся – его забавляла такая страстность.
Также Пророк (мир ему) говорил Аише, что всегда знает, когда она довольна им, а когда сердится на него: «Когда ты довольна мною, то ты говоришь: «Клянусь Господом Мухаммада», а когда обиделась: «Клянусь Господом Ибрагима»» (имам Бухари).
Отсюда мы видим, что Пророк (мир ему), несмотря на то, что он был главой государства, полководцем, религиозным лидером, находил время поиграть со своей молодой женой, не считал ниже своего достоинства шутить с ней и не обижался на ее вспыльчивость и ревность.
Второй момент из жизни Аиши (да будет доволен ей Всевышний), на который обычно как-то не обращают внимания, это то, что у нее не было детей от Пророка (мир ему). Они прожили в браке около десяти лет, однако она так и осталась бездетной. Как мы знаем, способность иметь детей – одна из главных, по которой оценивают женщину в мусульманском мире.
Если у женщины много детей, особенно, сыновей, ее уважают и почитают, если же по несчастью она не может родить, ее подвергают унижениям и насмешкам. Далеко не всякий муж будет терпеливо жить с такой женой, полагаясь на милость Всевышнего, очень многие мужья спешат развестись с «неправильной» женой или взять вторую жену.
Однако Посланник Всевышнего (мир ему) никогда не упрекал Аишу за бездетность и не укорял ее этим несчастьем. Кому, как не ему, хорошо было известно, что наличие или отсутствие детей находится во власти Создателя, и Он дает их, кому пожелает:
«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий» (Сура Аш-Шура, аяты 49-50).
Сама Аиша тоже не жаловалась на свое положение, смирившись с предопределением Всевышнего, который одарил ее замечательным супругом и счастливой семейной жизнью.
Следующий момент, который также очень важен для опровержения стереотипа о мусульманской женщине, это необыкновенные знания и ученость Аиши (да будет доволен ей Всевышний). Она была самой молодой из жен Пророка (мир ему) и самой способной, поэтому он охотно делился с ней знаниями относительно самых разных подробностей религиозной жизни и отвечал на ее вопросы. Прибавьте к этому тот факт, что Аиша провела рядом с Пророком (мир ему) около десяти лет, имея возможность наблюдать его жизнь во всех подробностях, и мы получим одну из самых ученых женщин не только своего времени, но и многих последующих веков.
Аиша осталась вдовой в очень молодом возрасте, прожив в таком состоянии еще 47 лет, что позволило ей щедро делиться своими знаниями с окружающими людьми. Можно сказать, что Аиша была факихом или муфтием, несмотря на то, что была женщиной – ведь известно, что после смерти Пророка (мир ему) именно к ней приходили за шариатскими решениями и женщины, и мужчины. Которых также не смущал тот факт, что они обращаются к женщине.
Сподвижник Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Всевышний) вспоминал: «Когда нам был непонятен какой-нибудь хадис, то мы спрашивали о нем у Аиши, и она непременно объясняла нам его». Для женщин, которые нуждались в знаниях относительно различных интимных подробностей женской или семейной жизни, было удобно обратиться за советом именно к женщине, которая хорошо понимала их проблемы, и ей можно было рассказать все, не испытывая неловкости.
В общей сложности, Аиша передала 2210 достоверных хадисов, став одной из пяти основных передатчиков пророческих сообщений. Племянник Аиши, Урва ибн Зубайр передает от своего отца, который сказал: «Среди людей я не видел тех, которые больше знали бы Коран, обязательные положения религии (что дозволено, а что запретно), которые больше других знали бы поэзию, предания арабов и их родословные, чем Аиша (да будет доволен ею Аллах)».
Другой ученый, имам Зухри говорил про нее: «Если собрать все знания, которыми обладала Аиша, и сравнить их со знанием всех других жен Пророка (мир ему) или даже со знанием всех женщин, то знания Аиши окажутся выше. А имам Захаби считал, что «Аиша является самой знающей среди всех женщин этой уммы».
Ее жизнь – это пример для всех женщин-мусульманок, которым также следует стремиться к знаниям, не оправдывая себя тем, что они всего лишь женщины, и поэтому у них не хватит для учебы ума или способностей. Во время жизни Аиши большинство арабов, да вообще, мужчин, было очень невысокого мнения о женском уме. Однако, пример Аиши развеивал их предубеждения, и благодаря ей в общине мусульман появились другие женщины, которые также были передатчицами хадисов и знатоками фикха.
Следует отметить, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) была не только специалистом в религиозных науках, но и знатоком медицины. Когда ее племянник, Урва ибн Зубейр спросил у нее – откуда у нее такие познания в области лечения болезней, она объяснила ему: «Посланник Аллаха (мир ему) под конец жизни часто болел. Как раз в это время к нему прибывали делегации с разных концов Аравии, которые описывали ему различные лекарственные и медицинские средства, говорили, как пользоваться ими; и я лечила его этими средствами. Вот так я и изучила медицину».
Можно еще много рассказывать о ее достоинствах – что она была верной и преданной супругой своему мужу, терпеливо перенося тяготы их жизни. Она рассказывала, что иногда они так сильно нуждались, что месяцами не разводили огонь в очаге (поскольку не готовили горячей пищи), питаясь только финиками и водой.
Аиша проявила удивительное терпение, когда злые языки оклеветали ее, обвинив в супружеской измене, однако Сам Всевышний оправдал ее, очистив от всех наветов.
После кончины Пророка (мир ему), когда она пользовалась всеобщим уважением, она продолжала вести очень аскетичный образ жизни, раздавая почти все средства, которые ей посылали правители, в качестве милостыни. Ее служанка Барира вспоминает, что в один из дней она раздала милостыню на огромную сумму 70 000 дирхамов (серебряных монет), а сама при этом ходила в заплатанной одежде.
Эта прекрасная женщина, которая была преданной женой, терпеливой и благочестивой женщиной, ученой и знатоком шариата, скончалась 7 Рамадана 678 года (58 года хиджры). Джаназа намаз над ней совершал Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), а в могилу ее опускали племянники. Тело ее покоится в Медине на кладбище Джаннат аль-Баки.
Пусть Всевышний не лишит нас ее баракята.
Анна Кобулова