Курпный татарский религиозный и общественный деятель Галимджан Галеев (Баруди) (1857-1921г.г) известен своей причастностью ко многим значимым событиям рубежа 19 и 20 веков.
Достаточно привести некоторые факты его биографии, чтобы стал понятен масштаб этой личности: основатель и руководитель знаменитого казанского медресе “Мухаммадия” (1883-1918г.г.), член партии “Иттифак аль-муслимин” (“Союз мусульман”) (1906г), редактор журнала “Религия и нравственность” (1906-1917г.г.), первый “советский” вы́борный муфтий (1917г.), руководитель “Милли идарэ” (управление тюрко-мусульманских народов Центральной России и Сибири) (1917-1918 г.г.) и пр.
Галимджан Баруди искренне переживал за мусульман, за то, чтобы их Вера крепла, а развитие шло всесторонне. Главную роль в этих процессах, татарский а́лим отводил женщине - матери, жене.
В упомянутом татаро-язычном журнале “Религия и нравственность” (“ад-Дин ва аль-адаб”) Галимджан хазрат Баруди обращался к читателям с наставлениями разной тематики. Были среди них и такого рода:
1. Женщине и повзрослевшей девушке следует исключить любую вероятность показываться перед посторонними мужчинами непокрытой, за исключением лица, кистей рук и ступней.
2. В случае, когда женщина или девушка, по Шариату, могут не прикрываться перед мужчинами (махрамами), всё же приличнее и спокойнее, если в общении с ними, она не позволит себе обнажать волосы и шею.
3. Возбраняется женщинам и девушкам разговаривать с посторонними мужчинами, а тем более вести нескромные разговоры.
4. Для замужней женщины кокетство и любезные речи с посторонним мужчиной, приравниваются к предательству супруга и вероломному подрыву союза с ним.
5. Не допускается женщине или девушке пребывать наедине с немахрамом (посторонним мужчиной). Даже, если между ними нет никакого общения.
6. Согласно Шариату и человеческому естеству, мужчины ответственны за своих женщин. Обязательства, взятые супругами во время заключения никаха, подразумевают для жены послушание и уважительное отношение к мужу, а для мужа - обеспечение жены и мягкое обращение с нею.
7. Грешно мужчине разглядывать посторонних женщин и девушек. Также запрещено наносить вред взглядом.
8. В повседневных и религиозных делах, кроме чтения Корана и некоторых других амалей [в которых женщина может иметь ограничения, в том числе физиологические], мужчины и женщины равноценны. Жёны - поддержка и опора мужей в жизненных обстоятельствах. Но не их собственность или прислуга.
9. Женщине необходимо обладать религиозными и житейскими знаниями, достаточными для того, чтобы сохранять в душе Веру, организовывать жизнь в доме, быть в ладу с мужем, заниматься воспитанием детей. В связи с этим, предоставляйте девушкам и женщинам религиозные и светские знания не меньше среднего, следите за их нравственностью, обучайте женским ремёслам и занятиям.
Гузель Ибрагимова