Удивительно, что о мусульманах и мусульманских женщинах часто говорят как о едином монолитном целом. Если вы спросите мусульманок касательно этой темы, вы обнаружите, что многие из них не имеют трудностей согласования их веры и убеждений о том, что они, как женщины, должны быть равноправными гражданами.
«Ислам и феминизм? Разве это не противоречивые понятия? Конечно, вы не можете быть мусульманкой и феминисткой.»
Это лишь один пример комментариев, которые я получила в Twitter касательно этого вопроса, когда написала, что принимаю участие в дискуссии об исламе и феминизме. Это рефлекторная реакция, которая показывает в лучшем случае невежество и фанатизм, а в худшем - отсутствие желания размышлять за пределами стереотипных и ограниченных предположений. Пожалуй, эти предположения являются неудивительными, учитывая, что СМИ почти повсеместно изображает мусульманских женщин в качестве жертв. В изображениях СМИ все они находятся в Афганистане или Пакистане, угнетены; живут во Франции и защищены законом от тех людей, которые заставляют их носить никаб. Среди всего этого слухи об угнетении мусульманских женщин, при этом отсутствие выяснить это у самих мусульманских женщин. Во время недавнего возобновления дебатов о никабе в Великобритании, изначально женщины в завесе или в хиджабе отсутствовали на обсуждении, пока через несколько дней после этого, несколько вещающих компаний и газет не сделали усилие, чтобы восстановить равновесие. Получается, что на обсуждении головного убора мусульманки не соизволили спросить мнение самой мусульманки, носящий этот предмет одежды.
В мире наиболее распространенным изображением "мусульманки" является образ жертвы. Этот образ переходит из новостей на ТВ-шоу, в которых, мусульманки, как правило, выживают в браке по договоренности. Возможно, это является корнем мнения, что абсурдно совмещать такие понятия как ислам и феминизм.
Итак, позвольте мне ответить на мой собственный вопрос: можно ли быть мусульманкой и феминистской? Да, отвечу я. Как и в любой другой большой группе людей (в мире проживают около 1 млрд. мусульман, около половины из которых женщины) существует огромный спектр мнений. Некоторые из этих полмиллиарда женщин не феминистки, остальные – феминистки, но не обычные, а скорее мусульманские, феминистические взгляды которых не противоречат исламским убеждениям. Следует проводить различие между исламскими феминистками, которые явно черпают идеи феминизма из своей веры.
Выступая в Huffington Post, Фатима Фахра, основатель мусульманкой Media Watch, сказала следующее: "Я вижу подтверждение феминизма в своей вере. В Коране говорится, что все мы равны в глазах Бога. Это означает, что важно достоинство каждого человека." Некоторые мусульманские женщины (как и немусульманки) не согласны с термином «феминизм». Одна из участниц, которая принимала участие в дискуссии, заявила, что термин, который проносится на протяжении всей истории, основывается на западных идеалах, и это делает данный термин не подходящим для ее собственных убеждений. Тем не менее, это не останавливает ее стремление выражения поддержки гендерного равенства, которое она получает от своей веры.
Когда дело доходит до ислама, вопрос о писании сложен. Многие из тех положений, которым следуют сегодня, являются интерпретацией группы ученых сотни лет назад. Коран является сложной книгой, а это означает, что даже перевод влечет за собой интерпретацию. Переосмысление текста является спорным вопросом, но существуют некоторые смелые попытки женщин-ученых перетолковать принятые истины, не отдаляясь от Корана, а обратившись к нему. (Одним из примеров является академик Асма Барлас, которая исследовала патриархальную интерпретацию Корана.)
Приоритет исламского феминизма заключается в обращении к основополагающему центральному святому тексту ислама - Корану, в попытке восстановить эгалитарное сообщение.
Существует особый подтип интернет тролля, излюбленным методом которого является выдергивание цитат из Корана или отвечать на любые статьи об исламе фразой "Пророк женился на Аише, когда она была ребенком». Пророк жил в 6-м веке, а приход ислама значительно улучшил положение женщин в доисламской Аравии. В начале VII века в исламском обществе были проведены реформы в области прав женщин, которые затронули такие аспекты, как брак, развод и наследование. Женщины не пользовались таким правовым статусом в других культурах, в том числе в странах Запада. Оксфордский словарь по исламу Dictionary of Islam пишет, что с возникновением ислама в арабском обществе произошло улучшение положения женщин, включая запрет на убийство новорожденных девочек и признание женщины в полной мере личности.По исламским законам, брак уже рассматривается не как состояние, а как договор, в котором было необходимо согласие женщины. Женщины получили право наследования, при том, что ранее правом наследства обладали только родственники мужского пола.
Кроме того, большинство религиозных текстов содержат элементы женоненавистнечества. Иудаизм, христианство и ислам соответственно возник 3000, 2000, и 1450 лет назад, а элементы Писания и знания всех трех религий отражают времена, в которые они были ниспосланы. Тора, Библия, Коран и другие писания согласны с тем, что женщины нечисты во время менструации. Библия говорит, что "женщина должна учиться в тишине и полном подчинении". Это указывает, что религия по своей природе имеет своеобразное отношение к женщине. Библия и Тора сопоставимы с Кораном в своих заявлениях касательно женщин, однако никто не говорит, что "иудаизм и феминизма противоречивые термины" или что "вы не можете быть христианином и феминистской".
Удивительно, что о "мусульманах" так часто говорят как о чем-то монолитном. В дополнение к тем женщинам, которые получают идеи феминизма от своей веры, есть многие, кто поддерживает идею равенства. Я лично рассматриваю равенство мужчин и женщин в качестве основной общей позиции и изо всех сил пытаюсь понять, почему мужчина или женщина может думать иначе. Эта перспектива была дана мне моей матерью и бабушкой, будучи сильными мусульманскими женщинами, которые не видят никакого противоречия между двумя системами ценностей. Проблема согласования ислама и феминизма редко приходит изнутри, а скорее происходит извне.
Работая в Пакистане за последний год, я встречала многих женщин, сталкивающихся с ужасающими ситуациями, включая гендерное насилие. Я также встречала многих женщин, которые вдохновили меня своей силой воли, идеей и борьбой за свои права. Никто из них не считает, что их вера находится в противоречии с их убеждением, что они, будучи женщинами, должны быть равноправными гражданами.
При написании этой статьи моим намерением было показать, что понятия ислам и феминизм не являются взаимоисключающими. Но только исламский феминизм отличает его направленность на полное равенство всех мусульман, независимо от пола в общественной и частной жизни. Исламские феминистки выступают за права женщин, гендерного равенства и социальной справедливости, основанные на исламском фундаменте.
Newstatesman