Зарок сподвижников, или как был ниспослан аят о мужчинах, верных договору

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

مِنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ فَمِنْهُم مَّن
قَضَى نَحْبَهُ وَمِنْهُم مَّن يَنتَظِرُ وَمَا بَدَّلُوا تَبْدِيلًا

«Среди верующих есть мужчины, которые верны договору, заключенному с Аллахом. Среди них есть и те, кто уже выполнил обещанное [пожертвовали жизнью на пути Аллаха], и есть те, кто еще ждет [этого]. Они ни в чем не изменят [обещанию]» (Аль-Ахзаб, 23). 

Имам Бухари приводит хадис, переданный через Мухаммада ибн Саида аль-Хузаи от Анаса ибн Малика, в котором тот говорит: «Мой дядя Анас ибн ан-Надр не принимал участия в битве при Бадре и тяжело переживал за это.

«Эй, Посланник Аллаха! Я не смог участвовать в первом твоем сражении против многобожников. Если Аллах позволит мне принять участие в битве против мушриков, то Аллах увидит, что я сделаю», – говорил он.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

В день Ухуда, когда мусульмане отступили, он говорил, имея в виду отступивших мусульман: «Аллах мой, прошу у Тебя извинений за то, что они сделали».

Также он говорил, имея в виду многобожников: «Аллах мой, я далеко в стороне от того, что они наделали».

После этого он направился в сторону врагов и встретил Саʼда ибн Муаза. «Эй, Саʼд, ты куда? – крикнул он ему. – К Раю! Клянусь Господом Надра, у подножия Ухуда я чую запахи Рая».

Он окунулся в гущу сражения и ожесточенно бился, пока не погиб. Саʼд говорил: «О Посланник Аллаха! Он сделал то, чего я не смог сделать».

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Анас продолжает свой рассказ: «Когда обнаружили его тело, на нем было более восьмидесяти ран от меча, копий и стрел. Мушрики обезобразили его мертвое тело. Когда мы его нашли, он был в таком состоянии, что невозможно было узнать. Лишь его сестра Рубайя бинти аль-Надр узнала его по кончикам пальцев. Мы знаем, что этот аят был ниспослан о нем и о таких же, как он» (Имам аль-Бухари, Джихад, 12; имам Муслим, Имара, 148; Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», III, 194).

В риваяте Абу Дауда ат-Таялиси собственным иснадом от Анаса ибн Малика тот рассказывает так: «К нам пришел мой дядя Анас ибн ан-Надр, чьим именем назвали меня. Он не смог принять участия в битве при Бадре вместе с Посланником Аллаха ﷺ и говорил по этому поводу:

«Я не смог участвовать в первом сражении вместе с Посланником Аллаха. Но клянусь Аллахом, если после этого Аллах дозволит мне принять участие в битве, то поистине, Аллах увидит, чего только я не сделаю в этом сражении!»

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Когда через год произошла битва при Ухуде, он принял в ней участие. После того, как ряды мусульман расстроились, и они начали отступать, он встретил отступающего Саʼда ибн Муаза и крикнул ему: «Эй, Абу Амр, ты куда? Ах, этот запах Рая! Я чую его у подножия Ухуда».

Сказав это, он окунулся в гущу сражения и бился до тех пор, пока не стал шахидом. Когда его нашли среди погибших, на его теле было более восьмидесяти ран от мечей, копий и стрел. Его сестра, дочь Надра Рубайя говорила: «Я опознала его только по кончикам пальцев. Настолько красивы были его пальцы!» Когда был ниспослан аят:

«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства…», Анас сказал: «Мы знаем, что этот аят ниспослан о нем».

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

В риваяте Табари от Анаса ибн Малика приводятся такие подробности из разговора Анаса ибн ан-Надра с Саʼдом ибн Муазом, который был среди отступающих мусульман: «Аллах мой! Я далек от того, что творят эти мушрики. Также я прошу извинения за то, что делают эти (Он имеет в виду отступающих мусульман)». С этими словами он бросился в бой.

Тирмизи также передает это сообщение от Анаса ибн Малика с незначительными отличиями (Имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, Сажда, 33/2-3, хадис № 3200, 3201). В риваяте Вахиди, полученном через Абу Исхака Ахмада ибн Мухаммада от Анаса ибн Малика, имя его дяди приводится как Анас ибн ан-Надр. Но в другом его риваяте сказано, что его звали Анас ибн Мудар.

Бухари также передал от Анаса ибн Малика риваят, в котором, не пересказывая эту историю, ограничивается лишь сообщением о ниспослании этого аята об Анасе ибн ан-Надре (Имам аль-Бухари, Тафсир аль-Куръан, 33/3).

Также сообщается о ниспослании аята о погибшем при Ухуде Мусабе ибн Умайре и его товарищах.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

В “Кашшафе” же упоминается еще более отличающаяся причина ниспослания. Говорится, что некоторые из сподвижников дали зарок: если им доведется принять участие в бою вместе с Расулюллахом, то они обязательно проявят стойкость и будут сражаться, пока не погибнут.

Это были достопочтенные ‘Усман ибн ‘Аффан, Тальха ибн Убайдуллах, Саид ибн Зейд ибн Амр ибн Нуфайль, хазрати Хамза, Мусаб ибн Умайр и другие. Так вот, этот аят был ниспослан в связи с взятыми ими на себя обязательствами.

«Они отрывают свои бока от постелей»: история ниспослания аята

Из книги «Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle