Преданная дружба (как истинная любовь), наверное, по праву может считаться одним из самых лучших человеческих качеств. В наше время мы часто называем друзьями обычных приятелей – людей, которые хорошо к нам относятся, с которыми приятно провести время, поговорить и пошутить, с которыми нас связывают общие интересы. Такие отношения ничем не плохи – никто не знает, будет ли такой человек рядом с тобой в беде.
Не будем говорить о такой «дружбе» в кавычках, когда люди ищут себе приятелей среди тех людей, у которых много денег или которые могут быть им чем-то полезным – помочь устроиться на хорошую работу, познакомить с нужными людьми, выручить из неприятностей.
Не всегда такие (взаимовыгодные) отношения строятся исключительно на корысти – но дружбой это трудно назвать. И хуже всего, что такая дружба тут же кончается, когда этот важный человек теряет свои деньги или высокое положение.
Однако, действительно близкая дружба гораздо выше подобных отношений – такие друзья готовы друг ради друга «в огонь и воду», могут «подставить плечо» в любой беде, помочь советом и действием в трудностях. Настоящий друг не будет завидовать, если тебе улыбнется удача, и не будет злорадствовать, если ты окажешься в несчастье. Он не льстит тебе и умеет вовремя удержать от дурного поступка, сделать правильное наставление, если ты оступишься.
Он не кичится своей добротой и преданностью, но молча и незаметно приходит на помощь именно тогда, когда ты больше всего в нем нуждаешься. Другу ты можешь излить душу без боязни, что он раскроет кому-то твои секреты, фактически, настоящий друг – это твое «второе я».
Недаром столько песен и стихов, а позже – книг и фильмов – было посвящено настоящей дружбе. Многие помнят песню, где, к примеру, так говорится о настоящей дружбе:
«Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг».
Те из нас, кто любил читать в детстве, наверняка восхищались преданностью трех (вернее, четырех) мушкетеров, дружбой Тома Соейра и Гека Финна, преданностью «трех товарищей» - фронтовых друзей - из одноименного романа немецкого писателя Эриха Ремарка.
Если кому-то не нравятся эти примеры из европейской художественной литературы, то, думаю, всех нас одинаково восхищает преданность сподвижников нашему Пророку (мир ему и благословение). Многие из них происходили из богатых семей и привыкли к роскоши, однако ради преданности делу ислама и любви к Пророку без колебаний оставили все свое богатство и удовольствия, и безропотно терпели нужду, лишения, голод, трудности военных походов.
Одним из прекрасных примеров такой преданной любви и дружбы является история Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Он потратил все свое богатство на помощь нуждающимся мусульманам Мекки, он позже принес Пророку (мир ему и благословение) все, что имел – не оставив ничего даже своей семье.
Во время хиджры – переселения в Медину, которую он совершал вместе с Пророком (мир ему и благословение), он всячески старался оберегать его и защищать. Когда его собственный отец, Абу Кухафа, наконец принял Ислам, все мусульмане радовались, однако Абу Бакр плакал.
Сподвижники с удивлением спрашивали его: «Сегодня такой счастливый день - твой отец принял Ислам и спасся от огня, так почему же ты плачешь?» Ответ Абу Бакра показывает его преданность любимому Другу – он отвечает: «Я плачу, потому что желал бы, чтобы на месте моего отца был бы Абу Талиб, дядя моего любимого Пророка. Он так желал этого».
О преданности сподвижников Сам Аллах говорил в Коране:
«Воистину, твой Господь Помощник тем, кто переселился [в Медину] после того, как они были подвергнуты мучениям, а затем сражались [на пути Аллаха] и были терпеливы. Воистину, твой Господь после всего этого – Прощающий, Милостивый». (Сура «Ан-Нахль», 110)
Отношения между сподвижниками также были примером настоящей сплоченности и дружбы. Когда мекканские мусульмане (мухаджиры) прибыли в Медину, лишившись всего, что у них было, ансары – жители Медины – всячески старались поддержать их. Они принимали их как дорогих гостей у себя в домах, делились своим имуществом и всячески заботились о них. Именно о таких верующих сказано в хадисе:
«В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Бухари и Муслим).
Ответственность в выборе друга
Из всего вышесказанного мы видим, кем является для человека истинный друг – это самый близкий ему человек, возможно, ближе даже некоторых родственников. Родных мы не выбираем – их мы получаем по факту рождения, и у нас есть перед ними обязанности, но, к сожалению, далеко не всегда родные люди становятся друг другу друзьями. Кто-то из известных людей сказал об этом: «Брат может не быть тебе другом, но друг должен быть тебе как брат».
Однако, такие близкие отношения имеют и обратную сторону – к выбору друзей следует подходить очень ответственно. Хорошо, если твой близкий друг – это человек порядочный, религиозный, честный, тогда ты, находясь с ним, поневоле будешь становиться лучше – как об этом сказано в Коране:
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» (ат-Тауба 9:71).
Но плохо будет, если ты возьмешь себе в друзья человека легкомысленного к серьезным вещам, который не очень щепетилен в вопросах нравственности – для него не проблема солгать или схитрить, выпить или покурить.
Пусть в чем-то это будет неплохой человек – близкие отношения заводить с ним опасно, под его влиянием ты сам можешь забыть о запретном и дозволенном. О последствиях такой дружбы Всевышний Аллах также предостерегает людей:
«В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья!
Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня». Воистину, сатана оставляет человека без поддержки» (25:27-29).
О мудром и рассудительном подходе к выбору друзей много говорится пророческих хадисах:
«Человек исповедует религию своего друга, и поэтому пусть каждый из вас обратит внимание на того, с кем он дружит».
В другом хадисе говорится: «Хороший друг подобен продавцу мускуса (благовоний), даже если ты не будешь покупать их, то будешь вдыхать приятный запах. А плохой друг подобен кузнецу. Даже если ты не испачкаешься сажей, то от дыма все равно никуда не денешься».
По тому, как человек выбирает себе друзей, люди судят о нем самом. Ведь сближаются обычно похожие друг на друга люди. Недаром в старину говорили: «Скажи мне – кто твой друг, и я скажу – кто ты есть». Так что иногда лучше быть в одиночестве, чем в компании дурных друзей – хотя, разумеется, лучше всего быть в обществе друзей благочестивых и праведных.
Ибн Абу Имран рассказывал: «Однажды я пришел к Абу Зарру (известному сподвижнику) и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: «Почему ты один?» На что он ответил: «Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество».
Дружба с немусульманами
Здесь также хочется коснуться такой непростой темы – как дружба между мусульманами и немусульманами. Многие мусульмане настаивают на том, что между нами и людьми других религий не может быть дружбы и приязни, поскольку в Коране есть аяты, где негативно говорится о такой дружбе:
«О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями себе, ибо они – друзья одни другим. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них» (5:51).
«Верующие не должны брать неверных своими друзьями вместо верующих» (3:28).
Однако, толкователи Корана считают, что здесь речь идет не обо всех немусульманах вообще, а лишь о тех, которые проявляли враждебность к мусульманам и воевали против них. Поскольку в других аятах говорится о тех же немусульманах:
«Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: "Мы - христиане". Это - потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (5:82).
Из сиры Пророка (мир ему и благословение) мы знаем, что христиане Эфиопии во главе со своим правителем оказали гостеприимство мусульманам и были дружелюбны к ним, когда они подвергались преследованиям у себя на родине в Мекке.
Также из других аятов Корана мы видим, что Всевышний, наоборот, побуждает мусульман проявлять доброжелательность ко всем людям:
«Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы» (4:36).
Соседом и родственником мусульман может быть любой человек – как мусульманин, так и немусульманин. Более того, мы знаем, что мусульманам дозволено брать в жены женщин из людей Писания – христиан и иудеев. А какое же супружество возможно без любви и дружбы? Сам Всевышний говорит о том, что между супругами должна быть любовь:
«Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21).
Единственно, здесь нужно иметь в виду такой момент – если, как мы выше сказали, дружба подразумевает очень близкие отношения, когда люди буквально становятся «единым целым», в связи с этим такие близкие отношения с человеком другой религии могут быть опасными с точки зрения сохранности нашей веры. Пускай это человек хороший и добрый, и он не будет склонять нас ни к чему запретному, наоборот, побуждать делать добро. Однако, если он искренне предан своей религии – то во время общения с ним, его религиозность будет оказывать влияние и на нас.
Дружба – это союз на уровне сердца, когда сердца обоих друзей взаимно влияют друг на друга, и тот человек, кто более силен в своей вере, в своих убеждениях, будет поневоле оказывать влияние на того, чья вера слабее. Поэтому есть мнение, что в аятах, где негативно говорится о дружбе с людьми другой веры, речь идет именно о такой опасности – для слабого в своей вере человека потерять ее под влиянием близких отношений с человеком иной веры.
Так что в дружеских отношениях с немусульманами следует проявлять тактичность и осторожность – разумеется, это не значит, что с такими друзьями нужно вообще порывать все связи и сторониться их, но нужно подходить к этим отношениям с умом. В подобной дружбе может быть и много пользы.
Если мусульмане будут хорошо относиться к людям других религий и заводить среди них друзей, у них будет складываться хорошее мнение и об исламе в целом. Ведь преодолеть неприязнь между разными народами и религиями можно именно с помощью хорошей дружбы и сближения людей.
Пусть Всевышний пошлет всем нам настоящих друзей.
Анна (Муслима) Кобулова