«Они пытались свернуть тебя с того, что Мы дали тебе в откровении, чтобы ты выдумал про Нас другое [не то, что ниспослано]. [Если бы ты это сделал] Они обязательно взяли бы тебя в друзья. Если бы Мы не поддержали тебя [укрепив на истине], ты мог бы немного склониться к ним [из-за их настойчивых просьб]. Тогда бы ты вкусил двойное наказание в этой жизни и двойное после смерти [в два раза больше, чем остальные]. И никто бы не помог тебе против Нас!» (Аль-Исра, 73-75).
Правда ли, что людям облегчены те деяния, которые приведут их в Рай или Ад?
В риваяте от Замахшари рахимахуллахи говорится: «Однажды к Посланнику Аллаха ﷺ прибыла делегация из племени Сакиф. В качестве условий парламентерами были выдвинуты следующие требования:
«Мы не последуем за тобой, пока не получим от тебя определенных преференций, каких не будет больше ни у кого среди арабов. Мы (наше племя) будем освобождены от налогов, военной обязанности и совершения поясных и земных поклонов (не должны будем совершать намаз). Мы будем продолжать получать проценты по предоставленным нами займам, но сами будем освобождены от выплаты таковых. Наш идол Лат пробудет с нами ещё год, и через год мы сами его уничтожим. Наша долина, со всеми её птицами и деревьями, будет объявлена заповедной. А если арабы спросят тебя, почему ты дал им всё это, ты скажешь: «Так повелел мой Господь».
Тогда позвали писцов, и они стали записывать: «Бисмилляхир-рахманир-рахим. От посланника и слуги Аллаха – Мухаммада – племени Сакиф. Они будут освобождены от налогов и военной обязанности…» «А также от совершения поясных и земных поклонов», – продиктовали те.
Посланник Аллаха ﷺ молчал. Те повторили: «Пиши – «а также от совершения поясных и земных поклонов». Писец, взглянув на Посланника Аллаха ﷺ, спросил: «Писать так?» Тогда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) встал со своего места и сказал: «Эй, вы, – сакфицы! Вы раните сердце Пророка, пусть же Аллах наполнит ваши сердца огнем!» На что те сказали: «Мы не с тобой разговариваем, а с Мухаммадом!» И тогда был ниспослан этот аят».
В одном другом риваяте говорится, что помимо этого курайшитские многобожники сказали: «(А также) замени аяты о наказании аятами о прощении, и тогда мы уверуем в тебя!» И тогда был ниспослан этот аят.
Однако имам ас-Суюти отмечал, что иснад этого риваята малонадежный.
Схожий риваят с более надежным иснадом приводят в своих трудах имам аль-Вахиди и имам ат-Табари.
Почему важно следовать сунне пророка Мухаммада ﷺ
Из книги "Асбабун-Нузуль"