Фото: Queenmoonlite35/ elements.envato.com
Как Аллах обещал защищать Коран и сунну
С полной уверенностью можем сказать, что Посланник Аллаха ﷺ достиг такого уважения и настолько большого желания подражать ему, какого не удостоились никто из тех, до кого дошли его слова (хадис-шарифы), ни один герой из всех героев, ни один падишах из всех падишахов, ни один руководитель из всех руководителей.
Ведь, поистине, он не такой человек, как все. Он – предводитель, по своим морально-нравственным качествам не похожий ни на кого. Он сам по себе горизонт, не достижимый ни для кого. Это образцовая во всех смыслах личность, это свет, освещающий все вокруг.
Он – Пророк, посланный не к одному отдельному народу, или для одной определенной эпохи. Наоборот, он Пророк и Посланник, который был направлен ко всем людям и джиннам вплоть до Судного дня.
Его сподвижники и их последователи, а также те, кто жил после них, знали эту истину и посвятили себя запоминанию каждого исходящего от Расулюллаха ﷺ слова, действия или разъяснения, сбору и систематизации всего этого по особой методике, претворению в жизнь во всех своих поступках и в любом состоянии, а затем передаче следующим поколениям мусульман.
Они передали до мельчайших подробностей сведения о событиях из его жизни, о его поклонении, взаимоотношениях с людьми, об участии в битвах, о том, как он спал или бодрствовал, о его личных, интимных делах. Такого детального жизнеописания не удостоился никто и никогда.
Имам аль Бухари в «Книге знаний», в разделе «Отправление в путь ради обретения знаний» пишет: «Джабир ибн Абдуллах отправился в путь продолжительностью один месяц, чтобы добраться до Абдуллаха ибн Унайса и услышать от него одно религиозное установление».
Ибн Хаджар аль-Аскалани рахимахуллахи говорит: «Этот хадис достопочтенного Джабира свидетельствует о его желании добиться наилучшего иснада». До достопочтенного Джабира дошел хадис Абдуллаха ибн Унайса. Однако он не стал довольствоваться этим, а захотел сам поехать к нему и напрямую услышать от него хадис.
Хатиб аль-Багдади рахимахуллахи передал от Абу аль-Алийи рахимахуллахи: «Мы слышали хадис-шариф, переданный сподвижниками Расулюллаха, однако не довольствовались этим, отправлялись к ним и слушали хадис-шариф лично от них самих».
У имама Ахмада ибн Ханбаля однажды спросили: «Кто желает обрести знания пусть обращается к находящемуся рядом с ним обладателю знаний или же пусть путешествует для этого?»
Он ответил так: «Пусть он отправляется в путь, в городах расспрашивает у ученых и записывает полученные знания. Беседуя с людьми, пусть получает от них знания» .
После сподвижников и табиинов эстафету по защите сунны продолжили праведные и обладающие большими способностями к исследованию ученые. Они выяснили, какие из хадисов достоверные (сахих), хорошие (хасан) или слабые (да‘ыйф), а также выявили вымышленные хадисы. Для этого они детально изучили цепочки передатчиков хадисов (иснады), очень внимательно проанализировали тексты хадис-шарифов.
В то же время надежные как горы ученые этой уммы оставили после себя множество сборников хадисов с разными методами их классификации, которые дадут возможность ученым всех поколений до Судного дня обеспечить сохранность всех изречений нашего Пророка ﷺ.
Фото: FabrikaPhoto/ elements.envato.com
Если бы Всевышний Аллах не заботился о хадис-шарифах так же, как защищает Коран Карим, то они бы давно пропали из-за направленных на них постоянных нападок, скрытных вражеских злодеяний и попыток навредить им.
Однако Всевышний Аллах в каждом столетии, в каждом поколении и в каждой местности выдвигал самоотверженных людей, готовых защищать сунну, а её враги претерпевали неудачу.
Такое положение придает уверенности в том, что Всевышний Аллах всегда будет защищать Коран Карим и сунну Своего Пророка. И в подтверждение того, что Мухаммад ﷺ был послан последним из пророков, Всевышний Аллах защитит источники его религии до наступления Дня великого суда над всеми сотворенными.
9‑й аят суры «аль-Хиджр», на который опираются противники сунны, как на доказательство защиты Всевышним Аллахом только Коран Карима, но никак не сунны, на самом деле является ясным и очевидным доводом в пользу того, что сунна – это один из источников шариата, и что Всевышний Аллах защищает ее. Это так, поскольку значение слова «зикр» (наставление) не ограничивается лишь Коран Каримом.
Может быть, под словом «зикр» наш Господь имеет в виду шариат и религию ислам, для чего Он и направил Своего Посланника. А шариат/религия Всевышнего Аллаха это не только Коран Карим, наряду с Коран Каримом это и сунна.
Коран Карим ясно свидетельствует, что вторым источником шариата после него является сунна. Ислам не может быть завершен без нее. сунна разъясняет, истолковывает и подробно излагает Коран Карим. Защищать разъясняемое, оставляя без защиты то, что разъясняет, противоречит разуму. По этой причине, с целью обеспечения сохранности сунны Всевышний Аллах повелел подчиняться Его Пророку:
وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُواِ
«Принимайте, что дал вам Посланник, и избегайте того, что он запретил вам» (Аль-Хашр, 7).
وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ ۞ إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَىٰ
«И он не говорит, что ему вздумается. Все это – не что иное, как внушенное [ему] откровение» (Ан-Наджм, 3-4).
Если же на время согласимся с теми, кто опровергают сунну, и скажем: «Под словом «зикр» в аяте имеется в виду Коран Карим», – то опять же это будет означать необходимость защиты сунны. Поскольку обещание Всевышнего Аллаха защищать Коран Карим включает в себя и Его обещание защищать сунну, так как сунна представляет собой разъяснение положений Коран Карима.
Всевышний Аллах взял на Себя общую защиту Коран Карима и сунны и в каждом веке назначал людей для защиты сунны. Это началось во времена Пророка ﷺ, продолжилось во времена сподвижников, затем табиинов, после них до времени ученых – знатоков сунны и составителей сборников хадис-шарифов.
Такое отношение Всевышнего Аллаха представляет собой исполнение Его обещания оберегать последнюю посланническую миссию.
Мухаммад Йелькенджи. «Сунна. Нет религии без Посланника Аллаха ﷺ»