Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 131. Разъяснение того, что для владычествующего человека ошибочно проявлять гордыню, а если он проявляет скромность и кротость, то является Божьим человеком
Кто есть владыка? Тот, кто стал подобен земле
И очистился от всего сущего.
Счел себя он ниже всех людей
И это качество [всем] сердцем и душой избрал.
Взял он людей себе в товарищи,
Над всеми владычествовать стал.
Все, помимо этого пути – это сказка,
А тот, кто этим делом не занялся, тот сумасшедший.
Хоть и является он эмиром горделивым из числа владык,
Владычество для него ношей тяжелой является.
Остался он под бременем порока,
Наполнен он страстями и нафсом дурным.
Из-за нафса и желания [существует] эта страсть,
Бесстыдство тех людей по отношению к Аллаху.
Отворачивает лицо, людей поносит,
Ради той мертвечины унижается он, словно утка.
Такой человек, если полностью всего лишится (букв. с головою головы лишится – прим. ред.),
В этом деле он также владыкой становится.
Да будет посыпана пеплом голова того владыки,
Который не имеет мнения и несчастен.
Посему не называй его владыкой, а называй презренным.
После этого скромника владыкой называй.
Скромный человек владыкой и лучшим является.
Если назовешь его владыкой, то [по праву] владыкой он является.
Поскольку от него людям спокойно,
Он и есть владыка, и человек благодаря ему владыкой становится.
Ценностью обладает он, а не тот владыка,
Что над ним владычествует в разговорах.
Разговоры его все порочны.
Среди людей не имеет он спроса.
Посему, нельзя называть его владыкой.
Какие-либо слова, помимо этих, клянусь Аллахом, ошибочны!
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.