«И [неверующие] спрашивают тебя: «Неужели это правда? [Воскрешение и наказание, о которых ты говоришь]» Ответь: «Конечно, клянусь моим Господом! Это – правда, и вам не избавиться от этого [наказания]». И если бы каждый злодей [неверующий] владел всеми богатствами на земле, то он захотел бы откупиться ими [от Ада]. Они скроют раскаяние [в том, что не уверовали в земной жизни], когда увидят наказание. Между ними [творениями] рассудят справедливо. Никто не окажется притеснен» (Юнус, 10:53-54).
После возложения пророческой миссии на нашего Пророка (с.а.с.), не пожелавшие ему уверовать настойчиво спрашивали у него о том, действительно ли будет жизнь после смерти, и будут ли мучения. Благословенный Посланник (с.а.с.) всегда объяснял им, что все это, правда и обязательно произойдет. Но они упорствовали в своем отрицании и даже иногда шутили между собой по поводу веры в о существование ахирата. В приведенных аятах речь идет именно о таких людях и изображается то положение, в каком они окажутся в Судный день.
В этот день все люди будут воскрешены и будут отчитываться перед Аллахом. Уверовавших в Аллаха там ждет прекрасная жизнь, и они будут пользоваться дарованными им благами. Неверующие же окажутся лицом к лицу с тем, во что не хотели верить и чего никогда не пожелали бы для себя. Перед увиденным в вечной жизни они будут изумлены, растеряны, будут чувствовать сожаление и раскаяние за то неверие и ту непокорность, которые они демонстрировали в земной жизни. Их охватит состояние глубокой печали, отчаяния и страданий.
Коран так описывает их положение:
Они скажут: «Они [неверующие] ответят: «Да, приходил к нам увещеватель, но мы не поверили ему и сказали: «Аллах ничего не ниспосылал, а вы [называющие себя пророками] очень сильно заблуждаетесь». Они [обитатели Ада, также] скажут: «Если бы мы слушали [пророков] или размышляли, то не оказались бы среди обитателей Ада» (Аль-Мульк, 67:9-10).
Те, которые в земной жизни не следовали божественному откровению и оскорбляли пророков, указывавших им путь к истине, в великий День расчета будут в растерянности трепыхаться, стараясь хоть что-то сделать, будут декларировать добрые намерения и попробуют откупиться накопленным в этом мире богатством.
В приведенных аятах Всевышний Аллах заявляет о том, что у неверующих было с собой все их имущество, и они захотели бы его отдать ради спасения, у них все равно не будет принято. Когда наступит время наказания Аллаха, они застынут от огорчения и раскаяния. Они не будут знать, что им делать и что говорить, потому что все это нужно было делать в земной жизни. Ахират же станет временем расчета, и получения своей участи.
Отрицающие Аллаха и Его Посланника (с.а.с.) встали на этот путь в земной жизни из-за опасения потерять свои должности и имущество. Они избрали путь неверия, считая главным, чтобы их земная жизнь прошла в богатстве, роскоши и комфорте, а уж после пусть будет что будет.
Однако, когда они столкнулись лицом к лицу с теми истинами, о которых Аллах сообщал им посредством Своего Посланника (с.а.с.), то выразят готовность отдать на выкуп все богатства земли. Но из данного аята становится понятным, что в ахирате ничего не будут стоить неуместные пожелания тех, кто в земной жизни отрицали пророческую миссию, и не спасут их от мучений.
Добытые ценою многих жертв земные богатства ничего не будут стоить перед Аллахом, за исключением того имущества,
которое было израсходовано на пути Аллаха. Такое имущество обладает большой ценностью и в трудный день окажется рядом со своим хозяином, как совершенное им добро.
Следовательно, нельзя упускать из виду эту простую истину, что земные блага, ради которых мы тратим свои силы и здоровье, останутся в этом мире. А с собой мы понесем лишь веру в Аллаха и наши добрые деяния, совершенные на Его пути. Конечно же, мы не станем отказываться от земных благ, будем пользоваться ими, но они не должны отдалять нас от Аллаха. Наоборот, они должны стать средством для достижения довольства Аллаха.
Окончание аята передает нам еще одну божественную истину. Такие люди будут постоянно помнить о своих грехах и слышать обещанное им наказание. Из-за этого на них будет давить психология виновности, и они будут чувствовать себя одинокими, всеми брошенными, беспомощными. Они будут похожи на обанкротившегося торговца, потерявшего весь свой товар. Однако виноваты в этом будут только они сами и не смогут обвинять других. Они получат лишь то, что заслужили. Аллах примет справедливое решение, и с ними не поступят несправедливо.