"Всякий, кто искал себя в самости над всеми верх одержал.."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 94. Разъяснение того, что каждый обретает свою самость в иерархии
Всякий, кто стал искать себя в самости,
Клянусь Аллахом, над всеми верх одержал.
Посредством чего он [таким] стал? Сказал «Посредством знания и убежденности»
Тот избранный владыка и глава верный.
Стал он познавшим, ведать стал об Истинном (Хак),
Во всех делах проницательным он стал.
Нашел в себе качества Великого [Господа],
Пришел в себя, почувствовал запах Аллаха.
После этого стал он искать в Истинном (Хак) все то, что искал,
В этом занятии сделал его Аллах ловким.
Увидел он себя и стал сведущим о себе,
Благодаря Аллаху открылись у него эти глаза и зрение.
Стал он познавшим, ученым и проницательным,
Словно Хизр стал говорить о [знании] сокровенном.
Или избрал он качества Мусы,
Увидел себя в себе многоречивым.
Сказал о шариате, стал поступать согласно ему.
В тарикате он стал духовным самосовершенствованием заниматься и поиск вести.
Затем познал он истину, несомненно,
Соединился [с Аллахом], оставил что бы то ни было.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Кому следует давать закят? Закят в Исламе
Салям алейкум, ахы! Маша Аллах, субхана Аллах, я созрел до выплаты закята. Человек я ,откровенно говоря, не бедный, хотел бы узнать , кому мне следует платить закят? У меня старые родители, могу ли им я давать деньги в качестве закята? (Ришат, Гали)
-
Алкоголизм с точки зрения Ислама
Во времена джахилийи арабы очень сильно увлекались вином и устраивали попойки. Это пристрастие к вину отражено в их языке, в котором вино имеет около ста названий, и в их поэзии, которая воздает хвалу вину, кубкам и застольям
-
Примеры аскетизма Посланника Аллаха (мир ему)
Передает Ибн Аббас: «Однажды когда Умар бин аль-Хаттаб пришел к Посланнику Аллаха (мир ему), он отдыхал на циновке. На благословенном теле Посланника Аллаха (мир ему) проступили следы от этой циновки. Умар бин аль-Хаттаб воскликнул: «О, Посланник Аллаха! Почему бы тебе не постелить мягкую постель?» Посланник Аллаха (мир ему) ответил:
«Какое отношение имеет ко мне этот мир! Я словно странник в этом мире, который в жаркие летние дни отправляется в путь, отдыхает часок под тенью дерева, а после покидает ее и продолжает свой путь».
-
Не следуй тому, чего не знаешь
Человек – это существо, на которого возложена ответственность. Он отправлен в этот мир не праздношатающимся и безрассудным. Он не брошен в одиночестве, не оставлен без присмотра. За свои добрые дела человек заслуживает воздаяния, а за свои злодеяния он будет держать ответ. Человек сотворен в совершенном виде и ему сообщено, что является добром и что является злом. Он обладает знанием о том, за что ему придется нести ответственность, а что пойдет ему на пользу. Поэтому человек не сможет в Судный день отговариваться своим незнанием, чтобы избежать наказания. Исходя из этого, ему нельзя следовать тому, о чем у него нет достоверного знания, не принимать основанных на этом решений
-
3 вида клятв и искупление за их нарушение
Клятва – это торжественное обещание выполнения чего-то, или невыполнения. В обычных условиях, при отсутствии крайней необходимости не следует прибегать к клятвам. Необходимо оберегать свой язык от привычки постоянно клясться, основываясь всегда на простоте и честности.
-
Дозволено ли читать Коран человеку, не знающему правил таджвида?
Как и во всех видах поклонения, в чтении Корана тоже существуют свои основы и правила. Однако Аллах Всевышний обращает внимание на наши устремления и склонность наших сердец. Нашим главным делом должно стать обучение Корану и его чтение. Поэтому нельзя...
-
Кот не дает совершить намаз
Кот всячески мешает пожилому человеку совершить намаз. Надо отдать должное - тот стоически выдерживал все "атаки" кота и даже ни разу не засмеялся.
-
5 причин, по которым вы несчастливы в браке
Мы выходим замуж и женимся на тех людях, которых искренне любим, уважаем и ценим. Казалось бы, все должно быть хорошо, совместная семейная жизнь должна идти как по маслу, в счастье и согласии, но почему не все пары живут в счастливых браках? Какие причины являются главными препятствиями к успешному браку?