Врата рая открывает она тебе, если любишь ты друга Аллаха

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 179. Разъяснение того, что ключом к замку от рая  является приязнь к дервишам


Искренняя приязнь к дервишам стократной милостью является,
И она подобна ключу к замку от рая.

Та приязнь является одним из проявлений приязни к Нему,
А эта вторая [приязнь] соединяет с Ним, прекрасной является.

Приязнь есть приязнь к Аллаху, и о той любви предвечной
Сердцу и душе расскажет она многое.

Сердце от нее опьянеет, а также смутится,
Душа от нее безрассудной и исступленной станет.

Если бы не было с давних времен этой приязни,
Разве когда-нибудь было бы любовное томление без страха и беспокойства?

Что это за приязнь? Это любовь, так что же она собой представляет?
Нет у нее отца и матери, так с кем же она?

Была ли она кем-то рождена, скажи, или не была?
Кто эту приязнь в сердце и душу заложил?

Сказала она: «Тот, кто создал ее изначально,
Любовь прекрасную, почитаемую, ловкую и проворную».

Ту приязнь все называют любовью.
Подобна она целому миру, [заключенному] в Дамаске.

А та другая от этой приязни происходит.
Именное ее называю языком птичьим, ибо она [есть] язык.

Удивительно, что беседа птиц (мантик-и тайр) вспомнилась,
Ибо Сулейман моим учителем стал.

Дабы прочитал я сто тысяч видов слов
На языке без языка об этом качестве.

Расскажу я о приязни, кем она является?
Без питающего приязнь разве когда-нибудь появится приязнь?

Посему приязнь с питающим приязнь вдвоем
Вместе находятся и друг с другом смешаны, ни больше, ни меньше.

Та приязнь показывается в этом питающем приязнь,
Словно здоровье, которое для больного является врачом.

Посему врачом является тот дервиш для избранных и простолюдинов.
Истинный (Хак) упомянул его в Слове (Коране – прим. ред.).

Эти приязни все от нее происходят и [только] от нее,
Дабы питал ты ее по отношению к дервишам.

Врата рая открывает она тебе,
Если любишь ты друга [Аллаха] и друзей [Аллаха].

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017

Социальные комментарии Cackle