Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 179. Разъяснение того, что ключом к замку от рая является приязнь к дервишам
Искренняя приязнь к дервишам стократной милостью является,
И она подобна ключу к замку от рая.
Та приязнь является одним из проявлений приязни к Нему,
А эта вторая [приязнь] соединяет с Ним, прекрасной является.
Приязнь есть приязнь к Аллаху, и о той любви предвечной
Сердцу и душе расскажет она многое.
Сердце от нее опьянеет, а также смутится,
Душа от нее безрассудной и исступленной станет.
Если бы не было с давних времен этой приязни,
Разве когда-нибудь было бы любовное томление без страха и беспокойства?
Что это за приязнь? Это любовь, так что же она собой представляет?
Нет у нее отца и матери, так с кем же она?
Была ли она кем-то рождена, скажи, или не была?
Кто эту приязнь в сердце и душу заложил?
Сказала она: «Тот, кто создал ее изначально,
Любовь прекрасную, почитаемую, ловкую и проворную».
Ту приязнь все называют любовью.
Подобна она целому миру, [заключенному] в Дамаске.
А та другая от этой приязни происходит.
Именное ее называю языком птичьим, ибо она [есть] язык.
Удивительно, что беседа птиц (мантик-и тайр) вспомнилась,
Ибо Сулейман моим учителем стал.
Дабы прочитал я сто тысяч видов слов
На языке без языка об этом качестве.
Расскажу я о приязни, кем она является?
Без питающего приязнь разве когда-нибудь появится приязнь?
Посему приязнь с питающим приязнь вдвоем
Вместе находятся и друг с другом смешаны, ни больше, ни меньше.
Та приязнь показывается в этом питающем приязнь,
Словно здоровье, которое для больного является врачом.
Посему врачом является тот дервиш для избранных и простолюдинов.
Истинный (Хак) упомянул его в Слове (Коране – прим. ред.).
Эти приязни все от нее происходят и [только] от нее,
Дабы питал ты ее по отношению к дервишам.
Врата рая открывает она тебе,
Если любишь ты друга [Аллаха] и друзей [Аллаха].
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017