بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
أَوَلَمْ يَرَ الْإِنسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِن نُّطْفَةٍ فَإِذَا هُوَ خَصِيمٌ مُّبِينٌ
وَضَرَبَ لَنَا مَثَلًا وَنَسِيَ خَلْقَهُ قَالَ مَنْ يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ
قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ
«Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается!Он привел Нам притчу и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?» Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении». (Сура «Йасин», аяты 77-79)
Непременным условием нашей жизни является ее конечность, то есть мы живемдо определенного времени, а после этого нашему биологическому существованию приходит конец. У нас нет возможности воспрепятствовать смерти, отложить ее или остановить. Так как у всего живого есть отведенное время жизни, и когда срок наступит, не будет никакой отсрочки, и каждая душа вкусит смерть (Али Имран, 3:185; Аграф, 7:34). Начавшись в мире духов, наша жизнь продожилась в утробе матери, а затем мы открыли глаза для жизни в этом мире, и после смерти наша жизнь не остановится, а продолжится в новом измерении. Ведь смерть не означает исчезновение, нам еще предстоит держать ответ за добро и зло, совершенные нами в этом мире. О том, что это неизбежная истина, повествуется в следующем аяте:
Скажи: «Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас, после чего вы вернетесь к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали»(Джума, 62:8).
Мы каждый миг находимся рядом со смертью. Однако мы не знаем, когда и где придет конец нашей жизни. Кто знает, может вот это и есть тот самый миг. И у нас уже не будет возможности даже дочитать эти строчки. Поэтому смерть не является тем обстоятельством, которого нужно бояться, это обязательный и неизбежный конец всего живого. Мы никогда не увидим человека, сумевшего противостоять смерти. Даже для пророков смерть неизбежна, и они тоже перейдут к новой жизни:
«Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрешь, они будут жить вечно?»(Анбия, 21:34).
В аяте сказано: «Каждый живой вкусит смерти»(Али Имран, 3:185). Насколько абсолютна истина смерти, настолько же абсолютно и воскрешение после смерти. В продолжение этого аята говорится следующее:
«Но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех…»
Одна из самых часто повторяющихся тем в Коране – это тема воскрешения после смерти и отчета за нашу жизнь, прожитую в этом мире. Следовательно, вера в ахират включена в Коране в ряд основных условий имана и является одним из самых главных вопросов Ислама. Уже в первых аятах начальной суры «Фатиха» Аллах представляет самого себя, как «Властителя дня Суда». Можно даже сказать, что в Коране нет ни одной суры, в которой не упоминался бы День воскресения. Воскрешение после смерти, киямат, Рай и Ад и в целом ахират занимают значительное место в теме сокровенного(гайб). Знания о состоянии человека и о сущности жизни в ахирате недоступны нашим пяти чувствам и относятся к области сокровенного. Их нельзя достичь путем наблюдений и экспериментов, нельзя объяснить с помощью разума и позитивных наук. Единственным источником знаний по данной проблеме является откровение (вахий). Мы довольствуемся в данном вопросе тем, что объясняется в Коране и в сахих хадисах. Будет неправильным делать умозаключения и предположения сверх того, что находим в этих источниках.
Человек, способный к здравому размышлению, в состоянии понять, что он не сотворен просто так, без всякой цели, и примет как естестественное существование жизни в ахирате. Ведь об этом ему говорят его разум, и чувства справедливости, ответственности, которые в нем живут, и ощущение вечности своего духа.
В каждом из нас живет это чувство бесконечности и вечности. Это и заставляет нас верить, что ахират существует, что мы обязательно будем воскрешены после смерти, и что нас ожидает новая жизнь. Благодаря этому и наша земная жизнь обретает новый смысл, поскольку в ней появляется надежда, что мы не исчезнем вместе со смертью. В Коране резко отвергнуты утверждения тех, кто ограничивают жизнь лишь этим миром:«Скажи: «Аллах дарует вам жизнь, затем умерщвляет вас, а затем Он соберет вас ко Дню воскресения, в котором нет сомнения». Однако большинство людей не знает этого»(Джасия, 45:26).
Может возникнуть вопрос о том, как же будет возможным оживление истлевшего тела. Но мы должны знать, что для нашего Господа, сотворившего нас из ничего, будет очень легко вдохнуть в нас новую жизнь, потому что «когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается» (Йасин, 36:82).
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.