Фото: еlements.envato.com, автор: seventyfourimages
У садака имеется много разновидностей, и это надо считать благом. Указать правильный путь заблудившимся – это благодеяние. Убрать с дороги какой-нибудь предмет, мешающий путникам, – это благодеяние. Помочь заикающемуся объяснить другим свою просьбу – это благодеяние.
Пророк Муса (а.с.), который страдал этим недугом, совершил следующую дуа Всевышнему:
«И сделай меня красноречивым, чтобы они могли понять мою речь» (Та Ха, 27-28).
Всевышний ответил ему:
«[Аллах] Сказал: «О Муса! Ты уже получил то, что попросил» (Та Ха, 36).
Заикание у Мусы (а.с.) появилось после того, как он взял в рот огонь в доме Фараона. У досточтимого Хусейна (р.а.) тоже было заикание.
Наш Пророк ﷺ говорил о нем: «Это досталось ему от его дяди Мусы (а.с.)» (Исфахани «Макатиль», с. 214). Об этом также сообщается в некоторых тафсирах.
Чьи дуа принимаются, а чьи – нет?
Некоторые деяния, как тасбих, тахлиль и такбир, совершенные с намерением сделать кому-то добро, тоже являются благодеяниями. Близость мужчины с женой, позволяющая защититься от харама, – это тоже благодеяние. Установление справедливости между двумя, оказание помощи поднимающему или опускающему тяжелый груз и говорить человеку хорошие слова – это тоже благодеяние.
Фото: еlements.envato.com, автор: Queenmoonlite35
‘Адийй ибн Хатем (р.а.) сообщает: «Посланник Аллаха ﷺ поведал об Аде. И затем, отвернувшись, три раза попросил у Аллаха защиты. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Хотя бы половинкой финика защитите себя от Ада. Если даже этого не найдете, то защититесь от него добрым словом» («Сахих» аль-Бухари, Адаб, 34; «Сахих» имама Муслима, Закят, 66).
Улыбнуться в лицо своему брату мусульманину – это благодеяние. Каждый шаг, сделанный для намаза, – садака. Траты человека на свою семью, сделанные с добрыми намерениями, – это всё пожертвования. Затраты на гостей и на животных тоже являются пожертвованиями. Если всё это совершено с таким намерением, чтобы оно стало частью поклонения Аллаху, тогда это и будет поклонением. Если нет такого нията, то и не станет поклонением (Шарх аль-Кирмани к «Сахих» аль-Бухари).
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если мусульманин, надеясь на воздаяние от Аллаха, потратит свое добро на нужды семьи, то это для него станет пожертвованием» («Сахих» аль-Бухари, Иман, 41; «Китаб аль-магази», Нафакат, 1; «Сахих» имама Муслима, Закят, 49).
Фото: еlements.envato.com, автор: nrradmin
То, что является мубахом, посредством намерения становится поклонением. Если он приобретет что-то из-за любви к детям или к жене, то этим не заслужит воздаяния. Посадить деревья и кустарники, чтобы ими пользовались люди и животные, тоже является благодеянием («Сахих» аль-Бухари, № 2320; «Сахих» имама Муслима, № 1553).
Имам ан-Навави рахимахуллахи говорил: «До тех пор, пока животное или птица пользуются им, человеку есть саваб. Однако это относится только к мусульманам» («Ат-Танвир»).
В хадисе также сказано: «В похищенном у тебя имуществе тоже есть садака» (Али аль-Кари «Миркатуль-мафатих», 4/1339).
«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»