Сунна Пророка (мир ему) - это тоже Откровение?

В книгах некоторых авторов иногда можно встретить такие ошибочные утверждения: «В двадцать первом аяте суры «Сонмы» сказано: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас…». Коран не говорит: «Посланник Аллаха – пример для вас» (М. Исламоглу «Три М…», стр. 40)[1]

В ясных выражениях Корана Всевышний Аллах предлагает му᾿минам брать пример с Пророка (мир ему) во всем. В аятах по этой теме нет ограничения, что надо брать с него пример лишь по тем или иным вопросам. Поэтому становится понятным, что он ставится в пример людям по любому вопросу, всесторонне, в качестве абсолютного образца.

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура «Сонмы», аят 21).

В этом аяте Посланник Аллаха представлен как личность, с которой должны брать пример те, кто верит в Аллаха и в Судный день. Такая взаимосвязь между призывом брать пример и верой в Аллаха и  Судный день ясно свидетельствует о том, как высоко ценится в Исламе сунна Пророка (мир ему).

Священный Коран также сообщает, что все слова Посланника (мир ему) правдивы, и что он защищен от ошибок. В суре «Звезда» сказано: «Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается» (сура «Звезда», аяты 3-4).

Опираясь и на другие доводы из аятов и хадисов, большинство исламских ученых пришли к единому мнению, что Расулюллах (мир ему) во всех своих высказываниях и действиях защищен от ошибок, то есть обладает качеством исмат (непорочность).

Известны такие слова Пророка (мир ему): «Когда я вам что-то запрещаю, остерегайтесь этого, а когда что-то повелеваю, то исполняйте, насколько у вас хватит сил».[2] Здесь не приводится специальных ограничительных рамок, указывающих в какой именно сфере нужно следовать указаниям Пророка (мир ему).

В другом хадисе от Абдуллаха б. Амра б. Аса, да будет доволен им Аллах, также говорится: «Я записывал все, что слышал от Посланника Аллаха (мир ему), чтобы хранить при себе. Однако потом мухаджиры из курайшитов  предостерегли меня от этого дела. Они сказали: “Ты записываешь все, что услышишь от Посланника Аллаха (мир ему). А между тем Пророк (мир ему) тоже человек, и он может сказать что-нибудь в состоянии гнева или радости”. Из-за этого я стал воздерживаться от записи хадисов Посланника Аллаха (с.а.в.) и затем сообщил ему об этом. Пророк (мир ему) сказал мне, указывая на свои уста: «Клянусь Аллахом, что отсюда не выйдет ничего, кроме истины».[3]

Сунна полностью опирается на откровение, о чем объявил Всевышний:

«Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается» (сура «Звезда», аяты 3-4).

Фахретдин Рази в своем тафсире пишет: «Когда Всевышний Аллах соизволил сказать «Он не говорит по прихоти», словно кто-то сказал: «В таком случае, согласно чему он говорит: опираясь на доводы или же по своему усмотрению?» После чего Всевышний возразил: «Нет, нет. Он говорит лишь по откровению, полученному от Аллаха». По одной точке зрения, здесь подразумеваются высказывания самого Пророка. Это действительно так, поскольку в аяте «Он не говорит по прихоти» имеется слово “нутк” (говорить).

Согласно Байхаки, ниспосланное Посланнику Аллаха (мир ему) откровение делится на два вида: изреченное (Коран) и вдохновенное (Сунна). То есть, если подойти к хадисам в соответствии с двумя видами откровений, то получается, что предписание, не сообщенное Посланнику (мир ему) в Коране, сообщается в сунне.

Вот один из хадисов относительно получения сунны из божественного источника: «Мне вместе с Кораном было дано еще столько же» (Абу Дауд «Сунна», 5).


[1] Имеется в виду книга Мустафы Исламоглу «Три Мухаммада».

[2] Ахмад б. Ханбаль «Муснад», т. 2, стр. 196.

[3] Абу Дауд «Книга знаний», 3 3646.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle