Стихийные бедствия: случайность или предопределение?

Ответ:

Прежде чем ответить на этот вопрос следует вспомнить о том, что же такое предопределение.

Если коротко, то предопределение – это извечное знание Аллахом Всевышним всех созданий и всех событий, и создание их в соответствии с этим. Каждое событие является предопределенным, то есть место и время этого события строго установлены. Помимо того, что уже произошло, Аллаху Всевышнему известно и то, что произойдет в будущем. Невозможно представить себе ни одного события, которое могло бы остаться вне Божественного знания. Во вселенной не существует случайностей. Предопределение, охватывающее все пространство и время, не оставляет ни малейшей возможности для случайности.

Землетрясение, как и любое другое стихийное бедствие, является действием, и указывает на существование Того, кто совершил это действие. Возможно ли, чтобы Аллах, создавший мир из небытия; сотворивший растения, животных и людей; и упорядочивший все происходящее во вселенной, не знал о возникновении такого важного для жизни людей события, как землетрясение?

Как и все происходящее во вселенной, землетрясение подчинено воле и могуществу Аллаха. В предопределении точно известно, когда, где и какой силы будет землетрясение, кто погибнет, а кто сумеет спастись.

После подтверждения этой очевидной истины, перейдем к рассмотрению следующего момента.

Например, кто-то может сказать: «Мы не отрицаем предопределения и не говорим, что землетрясение происходит случайно. Мы лишь призываем людей принимать все необходимые меры предосторожности. Мы говорим, что не стоит густо заселять сейсмоопасные районы. Строя сейсмоустойчивые здания по специальной технологии, мы можем снизить вред, наносимый этим бедствием. Говоря об этом, мы хотим предупредить тех, кто пренебрегает этими моментами».

Необходимо сказать, что мнение о том, что принятие необходимых мер предосторожности является попыткой изменить предопределение, является ошибочным. Таваккуль в Исламе подразумевает принятие человеком всех необходимых мер и покорное ожидание результатов, то есть использование всех причин и ожидание результата от Аллаха. Так как сами по себе причины, собранные воедино, могут и не привести к нужному результату, поскольку причина не способна создать что-либо. И какие бы меры предосторожности не предпринимались, создателем результата является Аллах.

Вне зависимости от того, будут предприняты меры предосторожности или нет, все произошедшее будет предопределением. Принятие мер предосторожности не является выходом за рамки предопределения. Так же, как кораблб, плывущий по океану, изменив свой курс, не выйдет за пределы океана. Мы, люди, подобны кораблям, плывущим по океану предопределения. И в какую бы сторону мы не изменили свой курс, мы никогда не выйдем за границы этого океана знаний. Утверждение, что не принятие каких-либо мер – это покорность предопределению, а принятие мер – это попытка изменить предопределение, является  ошибочным и не вяжется с верой в предопределение.

Состояние людей может меняться, но предопределение остается неизменным. Например, бедняк, который много работая, разбогател, не может сказать: «Я изменил свою судьбу». Изменилось его положение, бедность сменилась богатством. В этом случае следует говорить: «Мне предопределено было быть бедным, а потом разбогатеть».

Islam-Today

Пожалуйста, сделайте репост этой статьи! Поделитесь информацией с друзьями и близкими
 

Социальные комментарии Cackle