Фото: yaalan/ shutterstock.com
В исламе концепция Рая (Джаннат) очень глубока, и она крайне мотивирует действия верующего в этом мире. Милость и прощение Аллаха безграничны, но Священный Коран и хадисы нашего любимого пророка Мухаммада ﷺ также показывают, что в Раю есть уровни и различные степени, каждый из которых является вознаграждением для верующих в зависимости от их поступков, намерений и верности.
В этой статье мы рассмотрим различные уровни Рая и определим, кто может быть удостоен наивысшего уровня — высшей обители, известной как Аль-Фирдаус.
В Священном Коране подчеркивается существование различных уровней Рая. Рай – это тенистые сады с многочисленными источниками, каналами и прудами.
В суре «Аль-Исра» Всевышний сказал:
«Посмотри, как одних [людей] Мы предпочли другим – и вечная жизнь, несомненно, выше по достоинству и предпочтительнее [поэтому следует стремиться к ней]» (Аль-Исра, 21)
В этом аяте подчеркивается, что Аллах создал иерархию внутри Своего творения, в которой одни верующие будут вознаграждены более щедро, чем другие.
В суре «Аль-Мульк» (67:15) Аллах говорит:
«Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Перемещайтесь же по ней во все стороны и ешьте из Его пропитания! И к Нему [будет] ваше воскрешение» (Аль-Мульк, 15).
Этот аят напоминает нам о том, что наша земная жизнь – это испытание для определения нашего положения в будущей жизни.
Увидим ли мы в Раю тех, кого любим?
Фото: ltummy/ shutterstock.com
В хадисах также содержится информация об уровнях Рая. Пророк Мухаммад ﷺ указал, что наивысшим уровнем Рая является Аль-Фирдаус, который упоминается в различных хадисах.
В одном из хадисов Пророк ﷺ сказал: «Когда вы просите Аллаха о Рае, просите Его об Аль-Фирдаусе, ибо это лучшая часть Рая и середина Рая. Над ним находится Трон Всемилостивейшего, и из него вытекают реки Рая» (Бухари).
Искренняя вера в Аллаха и Его посланника имеет основополагающее значение. Верующие, которые особо трепетно придерживаются столпов ислама и верят в Судный день, будут среди тех, кто достигнет наивысших высот в Раю. А вот о том, что будет с людьми, погрязшими в неверии, говорит Аллах в суре «Аль-Фуркан»:
«Мы рассмотрим [хорошие] поступки, которые они совершили, и превратим их в мельчайшую рассеянную пыль [сделав их бесполезным и не имеющим никакой ценности]» (Аль-Фуркан, 23).
Таким образом, неверующих людей не спасут даже хорошие поступки.
Поступки и характер человека имеют большое значение на пути в Рай. Аллах напоминает нам об этом в суре «Аль-Имран»:
«А верующим, совершавшим благие дела, Он [Господь] воздаст вознаграждение сполна. И Аллах не любит злодеев» (Аль-Имран, 57).
Регулярное поклонение Всевышнему, благотворительность, доброта и соблюдение прав по отношению к другим необходимы для достижения более высоких степеней Рая.
Важной концепцией в исламе является стремление к богобоязненности (таква).
Всевышний сказал:
«Но самый достойный [человек] из вас перед Аллахом — более богобоязненный» (Аль-Худжурат, 13)
Верующие должны проявлять богобоязненность, набожность, смирение и терпение, чтобы заслужить наивысшую степень Рая.
Перевод смыслов Корана: «В Раю не будет утра или вечера, а будет вечный день»
Фото: LilKar/ shutterstock.com
Намерение, стоящее за действиями, имеет огромное значение. Пророк сказал: «Действия совершаются только по намерению, и каждый человек получит только то, к чему стремился» (Бухари).
Таким образом, искреннее стремление угодить Аллаху во всех начинаниях приведет к наилучшей награде.
Из аятов и хадисов становится понятным, что в Раю существует множество уровней и ступеней, а нам известны лишь некоторые из них. Уровни Рая служат напоминанием и стимулом для мусульман, стремящихся к совершенству в своей вере.
Обещание Аль-Фирдуса как наивысшего положения означает безмерную милость и великодушие Аллаха к тем, кто искренне поклоняется Ему.
Совершая праведные поступки, укрепляя свою веру, совершенствуя свой характер и следя за тем, чтобы наши намерения оставались чистыми, мы стремимся соответствовать требованиям, необходимым для достижения наивысшего уровня Рая.
Давайте неустанно трудиться, чтобы заслужить довольство Аллаха, всегда помышляя о высшей награде, которая заключается в вечном пребывании в первозданной красоте Рая. Пусть Всевышний направит нас прямой стезею и дарует успех в наших начинаниях и возвысит нас в ряды праведников среди Его верующих.
Если Иблис был проклят, то как он смог войти в Рай?
Мухсин Нурулла