Разрешено ли брать или давать задаток в случае купли-продажи или аренды?

Задатком называется некоторая денежная сумма, которую одна сторона договора передает другой стороне этого же договора как доказательство заключения договора, в счет исполнения обязательств по нему и в обеспечение обязательств по этому договору. В таких соглашениях могут встретиться два варианта:

1. В случае если сделка состоялась, то сумма задатка рассматривается как часть стоимости вещи. Если же сделка не состоялась, то задаток возвращается покупателю. Это разрешено.

2. Также как и в первом случае, если сделка состоялась, то сумма задатка рассматривается как часть стоимости вещи. Если же не состоялась, то задаток остается у продавца. Это является запретным.

Потому что дедушка Амр ибн Шуайба – Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах!) передал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) запретил продажи, в которых задаток остается у продавца. Например: Человек покупает или арендует квартиру, автомобиль. После этого он говорит продавцу или арендодателю: «Даю тебе столько-то рублей, но с условием, что если я куплю твой товар, то этот задаток будет рассмотрен как часть стоимости вещи. Если же я откажусь покупать твой товар или использовать его, то можешь оставить задаток себе».

Причина того, что такие продажи являются запрещенными заключается в том, что в таких сделках присутствует самообман. Вдобавок есть самое важное обстоятельство - такие сделки должны быть договорными. Потому что при договоре о купле-продаже, товар принадлежит покупателю. Однако человек, давший задаток, своими словами о том, что продавец может оставить задаток себе, в случае отказа от покупки, ставит условие, что он может вернуть товар продавцу в любое время. Это же противоречит договору о купле-продаже. С другой стороны, в случае отказа, продавец бесправно получает задаток.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle