Почему во время совершения намаза нельзя закрывать глаза?
Согласно мнению большинства учёных ислама, совершение намаза с закрытыми глазами без уважительной на то причины является макрух – нежелательным.
Пятикратная молитва состоит из определённых внешних и внутренних адабов (этик), соблюдение которых необходимо для полноценного духовного настроя на благоговейное состояние (хушу’).
Верующий предстаёт перед своим Господом, как смиренный раб и ему следует проникнуться этим чувством сознательно – изнутри, а после излучать его внешне – своим телом, поведением. Посланник Аллаха ﷺ был примером эталона трепетности, скромности – величайшей нравственности.
Читайте также: Умеем ли мы верить: настоящие качества рабов Аллаха
Особо это проявилось во время Мираджа (в Ночь вознесения), – когда на пути к Всевышнему с ним произошло много удивительных событий, которые были способны отвлечь его душу от цели. Но Пророк ﷺ действительно имел высшее стремление к своему Господу, потому не позволял себе увлекаться красотами и причудами вокруг, сохраняя тот благоговейный трепет, доказывая, что в его сердце есть только Аллах!
Фахруддин ар-Рази в своём тафсире говорит: «Намаз – это мирадж верующего». То есть, во время совершения молитвы и особенно земного поклона (саджда), человек духовно находится максимально близко к Аллаху. Потому ему не подобает в этот момент думать о посторонних вещах. Тем более, читающий намаз, начинает его со словами «Аллаху акбар», утверждая, что для него нет ничего выше и важнее Всевышнего!
Направление взора как нельзя лучше демонстрирует это состояние: совершающий молитву не смотрит по сторонам или хаотично, а соблюдает известную этику глаз – сунну Пророка ﷺ. Но почему не следует вовсе закрыть глаза во время намаза, ведь, казалось бы, так можно лучше сконцентрироваться и вообще ничего не видеть, из того, что могло бы отвлечь сердце?
Как правильно понимать следование Сунне и почему это так важно?
Что значит выражение «следование за пророком»? Многие понимают это просто как «уверовать, ответить на его призыв к единобожию». На самом же деле всё гораздо сложнее...
Обязанность глаз – созерцать, видеть, а молитва – это поклонение, при котором должны участвовать все органы молящегося, получить свою долю от него. Закрытие же глаз подготавливает организм к состоянию сна, а значит, человек вовсе может окунуться в мир мечт и фантазий, забыв, что он делает.
По некоторым преданиям известно, что в первое время сподвижники имели привычку смотреть по сторонам во время совершения намаза. Но после ниспослания первых аятов суры «аль-Му’минун»: «Поистине, преуспели верующие, которые смиренны в своих молитвах…», – они, благодаря наставлениям Пророка ﷺ, усвоили многие адабы, необходимые для соблюдения в таком важнейшем поклонении, как намаз.
Это малая часть из детальных разъяснений учёных причин и мудростей, сокрытых в тех или иных действиях в молитве. Но простым мусульманам достаточно знать, что любые адабы, прописанные в нашей религии, олицетворяют сунну Посланника Аллаха ﷺ, направленную на воспитание в верующих высшей нравственности и глубокой духовности.
Оставление же их будет оставлением сунны, а значит, и лишением части благословения этого пути. Потому не следует верующим умалять достоинство даже самой, казалось бы, незначительной практики Пророка ﷺ. Несомненно, в ней кроется много духовных и физических благ!
Тайна суры «Аль-Фатиха» в намазе: почему она читается от множественного числа?
Поистине, детали этой суры поразительны, и они не заканчиваются лишь описанием её свойств и величия. Есть глубокие толкования некоторыми аулияуллах причин того, почему эта сура в намазе читается от множественного числа.
Читайте также:
-
Гостеприимство
Гостей следует встречать приветливо. Угостите их самым лучшим, что есть в вашем доме. Сироты и нуждающиеся тоже могут стать гостями вашего дома. Ибо они нуждаются во внимании и пропитании. За это вы получите большую награду от Всевышнего. Посланник Аллаха (салляЛлаху алейхи ва Саллям) предостерегал негостеприимных хозяев: «Пусть не ждет добра тот, кто не оказывает гостям должного приема» (Муснад)
-
Куда пойти учиться мусульманину?
На что нужно ориентироваться будущим мусульманским теологам в выборе исламской альма-матер? Нужно ли учитывать уровни мусульманских учебных заведений, чтобы получить качественное исламское образование? Сегодня на Islam Today ответы на эти вопросы
-
Окно овертона или как харам становится нормой
Приближение Судного дня во многих хадисах характеризуется как время упадка нравственности, распространения разврата и массовой деградации. Если учитывать современное падение нравов, при котором становятся нормой такие вещи как добрачные интимные связи, употребление алкоголя и наркотиков, однополые отношения и тому подобные мерзостные явления, то можно считать, что одно из пророчеств уже начало сбываться. Подобные патологические изменения в массовом сознании, когда дикость представляется чем-то естественным и нормальным, не происходят в одночасье.
-
Потрясающее знамение Аллаха
Вы когда-нибудь задумывались о том, как образуется одно из самых поразительных атмосферных явлений, созданных Аллахом?
-
Что делать, если перед трапезой забыл произнести «Бисмиллях»?
«Однажды в присутствии посланника Аллаха (мир ему) один человек приступил к еде, не сказав «Бисмиллях». Он уже почти все доел, у него на тарелке оставался последний кусок, когда он, поднеся его ко рту, сказал
-
10 особенностей Пророка Нуха (а.с.)
Аллах Всевышний дал пророку Нуху (а.с.) десять особенностей. Он был первым из великих пророков улуль-азм. Его шариат отменил прежние шариаты. Шариаты пророков Идриса и Шита (мир им) завершились и нашли в нем свое продолжение. Его называли вторым праотцом человечества. Он был направлен ко всем людям. В День воскрешения он восстанет из могилы вторым после Расулюллаха (с.г.в.).
-
Добро порождает добро
Иногда собственные неудачи и блага людей, которые получают их с видимой стороны незаслуженно, побуждают некоторых к мыслям, что успех обусловлен уровнем наглости и хитрости человека, что нравственность – это изжиток прошлого, тормозящий преуспевание в мирской жизни.
-
30 ангелов будут состязаться между собой, чтобы записать саваб за это дуа
Посланник Аллаха (мир) сказал: «Я видел, как более тридцати ангелов состязаются меж собой, чтобы первым записать вознаграждение за это дуа»...