Насх – это отмена одного аята другим, либо отмена одного предписания другим. Отменяющий аят называется «насих», а отмененный – «мансух».
Иудеи считали, что отмена в шариате невозможна в принципе, поскольку это означало бы, что Аллах «изменил Свои взгляды» или «ошибся, а потом исправил ошибку» (да убережет нас Аллах от таких убеждений!).
На самом деле отмена не предполагает изменения мнения, а означает внедрение закона в соответствии с нуждами конкретного времени.
Отмененное положение не было ошибочным, просто оно перестало действовать при изменении обстоятельств.
“Мы читаем множество книг, чтобы понять одну единственную – Коран”
С точки зрения разума очевидно, что насх в полной мере соответствует безграничной мудрости Всевышнего. Тот, кто использует одно и то же лекарство от всех болезней, не является настоящим врачом. Врач вносит изменения в лечение в соответствии с меняющимся состоянием пациента.
Относительно количества отмененных аятов в Коране ученые высказывали разные мнения. Ранние ученые понимали тему насха широко и называли порой отмененными те аяты, значение которых уточнялось или ограничивалось другими.
Позже ученые пересмотрели этот вопрос и стали называть «отмененными» лишь те аяты, смысл которых не может быть согласован с другими. Так, имам Джалялюддин ас-Суюты считал, что отмененных аятов в Коране девятнадцать («Аль-Иткан», т. 2, с. 22).
Перевод смыслов Корана: «Милость Аллаха к тебе огромна!»
Как Пророк (мир ему) мог знать расположения аятов в Коране, если они ниспосылались не по порядку?
Позже имам Шах Валиуллах ад-Дахляви пересмотрел эти аяты и пришел к выводу, что четырнадцать из них могут быть интерпретированы так, что это не приведет к утверждению об их отмене. Итого, по мнению этого ученого, в Коране пять отмененных аятов:
1. Аят о завещании (2:180) отменен аятом о наследстве (4:11).
2. Аят о десятикратном численном преимуществе (8:65) был отменен аятом о двукратном преимуществе (8:66).
3. Аят о запрете новых браков для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (33:52) был отменен аятом о дозволенности этого (33:50).
4. Аят о милостыне перед беседой с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, (58:12) был отменен следущим по порядку аятом (58:13).
5. Решение о тахаджуде (73:1-3) было отменено более легким решением (73:20).
Тафсир Корана «Калям Шариф»
Фото: elements.envato.com