Вопрос.
Подвергались ли мазхабы более поздним изменениям?
Ответ.
Поскольку ислам является религией, которая будет существовать до самого Судного дня, то люди должны всегда иметь возможность изучать ее и жить по ней. Недаром Пророк (мир ему) сказал: «Я ставил вам религию, ночи которой так же светлы, как и ее дни».
Высказывания имамов мазхабов, разъясняющие Коран и Сунну, в точности дошли до наших дней. Ученые, обладающие иджазой, то есть правом преподавать, донесли до нас эти знания, иногда комментируя высказывания предыдущих ученых, иногда излагая суть их воззрений в процессе общения учителя с учениками. При этом они не оставляли без внимания даже слабые высказывания, оказавшиеся вне общего согласованного мнения.
Рассмотрим ханафитский мазхаб, состоящий из вопросов, рассмотренных Абу Ханифой, Абу Йусуфом и Мухаммадом. Также к ним можно добавить Имама Зуфара, Хасана ибн Зийада и еще несколько имамов, поскольку и они учились у Имама А᾿зама.
Шесть основных трудов Имама Мухаммада («Аль-Мабсут», «Аз-Зиадат», «Джамиг ас-Сагир», «Сийар ас-Сагир», «Джамиг аль-Кабир» и «Сийар аль-Кабир») дошли до нас путем мутаватир, то есть через множество людей, чье объединение на основе лжи считается невозможным.
Вот некоторые из учеников Абу Йусуфа и Мухаммада: Хишам б. Йусуф, Ибн Рустам, Мухаммад б. Семаа, Абу Сулейман аль-Джурджани и Абу Хафс аль-Бухари.
Следующее после них поколение ученых: Мухаммад б. Саляма, Мухаммад б. Мукатил, Насир б. Йахъя, Абу ан-Насир аль-Касим.
В «Аль-Кафи» Хакима Шахида собраны все проблемы, рассмотренные в вышеперечисленных шести трудах Имама Мухаммада, которых называют «Захир ар-ривая».
Первая книга, содержащая их фетвы, – это труд факиха Абу аль-Лейси Самарканди по названием «Китаб ан-Невазил». После него появились труды других авторов: «Маджму ан-Навазил», «Вакиат» Натифи, «Вакиат» Садра аш-Шахида.
Более поздние труды, такие как «Мухтасар» аль-Кудури и «Хидая», были написаны, используя более ранние произведения. Последним свой 17-ти томный труд создал великий ученый Ибн Абидин, живший в 19-м веке. Он систематизировал весь материал, имеющийся в трудах ученых ханафитского мазхаба, и указал источники. Так что муфтии и шейхуль-исламы Османской империи, имея под рукой это великое произведение Ибн Абидина, часто не видели нужды обращаться к трудам других авторов.
Современные учебники по основам Ислама и по фикху, написанные, опираясь на упомянутые произведения, доводят до нас воззрения имамов мазхаба, и знания, переданные ими от сахабов, а значит и от Пророка (мир ему).
Существовали ли мазхабы во времена Пророка Мухаммада (ﷺ)?
Из книги "Ответы ложным толкованиям истинной религии"