Передается, что Муджахид (рахимахуллах) говорил: «Если у человека будет золото размером с гору Абу Кубайс, и он все это золото раздаст на пути покорности Аллаху Всевышнему, то этот человек не будет мусрифом (расточителем). Если же он потратит хотя бы один дирхем из этого на пути неповиновения Аллаху, то этот человек будет мусрифом».
Нечто подобное говорил и Хатаму Таи (рахимахуллах). Когда ему сказали: «В расточительстве нет блага», он ответил: «В благе — нет расточительства».
Некоторые люди исходя из этих слов пришли к выводу, что в садака не может быть исрафа. Однако такой вывод неверен.
Наоборот, данный вопрос требует тщательного рассмотрения. Приведенные ниже аяты и хадисы внесут ясность в данный вопрос.
Аллах Всевышний говорит в Коране:
«...и расходуют (на пути Аллаха, выплачивая закят и фитр) из того, что Мы дали им в удел» (аль-Бакара 2/3).
Замахшари, кады Бейдави, Фахруддин ар-Разы и другие алимы были единодушны в том, что слово «инфак» (расходование) означает «расходование имущества на пути блага», а также в том, что частица «мин» (из), упомянута в данном аяте для того, чтобы предостеречь от расточительства.
Важно знать: Тратить деньги на своё хобби – расточительство?
В другом аяте говорится:
«Ешьте (все) эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное (ʼушр и закят) в день сбора урожая. Но не будьте расточительными (отдавая слишком много и оставляя свои семьи в нужде), ведь Он не любит расточительных» (аль-Анам 6/141).
Вышеупомянутые алимы говорили, что выражение «не будьте расточительны», означает «не будьте расточительны в садака».
В качестве причины ниспослания этого аята, они приводят историю Сабита ибн Кайса (радыйаллаху анху). Сабит ибн Кайс (радыйаллаху анху) собрал урожай фиников с пятисот пальм, а затем за один день раздал весь собранный урожай в качестве садака, ничего не оставив своей семье. Вслед за этим и был ниспослан аят «не будьте расточительны».
Абдурраззак (рахимахуллах) приводит риваят от Ибн Джурайджа (рахимахуллах) в котором сообщается, что Муаз ибн Джабаль (радыйаллаху анху) собрав урожай фиников с принадлежавших ему пальм, раздал его целиком в качестве садака, ничего не оставив семье. После этого был ниспослан вышеупомянутый аят.
Ас-Судди толковал этот аят следующим образом: «Не раздавайте все свое имущество, а не то останетесь в бедности».
В другом аяте говорится:
«...но и не раскрывай ее широко (будучи расточительным)» (аль-Исра 17/29).
Джабир и Ибн Масуд (радыйаллаху анхума) рассказывали: «Однажды один ребенок пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «Моя мать просит у тебя то-то и то-то». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сегодня у меня ничего нет». Ребенок снова сказал: «Моя мать хочет, чтобы ты надел на меня свою рубашку». Тогда посланник Аллаха ﷺ снял свою рубашку и отдал ее ребенку, сам оставшись без одежды» (Суюти, Дурруль-Мансур, 5/276).
В другом риваяте переданном от Джабира (радыйаллаху анху) сообщается: «Билял (радыйаллаху анху) прочитал азан на намаз, и люди стали ждать, когда посланник Аллаха ﷺ выйдет из дома, чтобы провести намаз. Отсутствие посланника Аллаха ﷺ стало беспокоить сахабов, и тогда некоторые из них пришли к нему домой и увидели его сидящим без одежды. Вслед за этим и был ниспослан этот аят».
Такое разъяснение давали такие алимы, как Замахшари, кады Бейдави, и Фахруддин ар-Разы.
В одном хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Наилучшим садака является то, которое человек раздает будучи богатым» (Бухари, Нафакат, 2; Муслим, Закят, 32; Насаи, Закят, 53).
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) рассказывал: «Один человек придя к посланнику Аллаха ﷺ сказал: «У меня есть один динар».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Потрать его на себя». Человек сказал: «У меня есть еще один динар». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Потрать его на своего ребенка».
Человек сказал: «У меня есть еще один динар». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Потрать его на свою семью». Человек сказал: «У меня есть еще один динар». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Потрать его на своего слугу». Человек сказал: «У меня есть еще один динар».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тогда потрать его так, как считаешь нужным» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 2/251; Ибн Хиббан, Сахих, № 4233).
В хадисе, переданном от Джабира (радыйаллаху анху) говорится:
«Трать свои средства начиная с себя. Если что-то останется, то потрать на свою семью. Если после трат на свою семью у тебя что-то останется, то потрать эти средства на своих родственников. Если после трат на родственников у тебя останутся средства, то потрать их на то-то и на то-то» (Муслим, Закят, 13; Насаи, Закят, 60).
Было сказано: «Тот, кто захочет дать садака будучи нуждающимся или если его семья находится в нужде, или у него имеются долги, то по сравнению с выплатой садака или освобождением раба, для него делом первостепенной важности будет погасить свой долг. Если же он выплатит садака, то оно не будет принято от него. Так как никто, имея долг не может растрачивать чужое имущество, даже раздавая его в качестве садака».
Абу Лейс ас-Самарканди (рахимахуллах) в своей книге «Танбихуль-Гафилин» приводит слова Ибрахима ибн Адхама (рахимахуллах), сказавшего: «До тех пор, пока должник не погасит свой долг, ему будет недозволенно есть хлеб макая его в оливковое масло или уксус».
Ибн Хаджар (рахимахуллах) передавал слова Ибн Баттала (рахимахуллах), который говорил: «Среди алимов существует иджма (единодушное мнение) по поводу того, что человеку, имеющему долги, запрещено раздавать садака, пока он не расплатится с долгами».
Это интересно: Влияние исрафа на нафс
Имам Табери, а также другие, передавали следующие слова большинства алимов: «Если человек физически здоров и находится в здравом уме; если у него нет долгов, и он может терпеть и выносить трудности; если у него нет семьи и детей или же у него есть семья и дети, и они так же могут терпеть и выносить трудности, то в этом случае этот человек может раздать все свое имущество в качестве садака. Если же одно из этих условий не будет соблюдено, то по мнению некоторых алимов это будет считаться макрухом, тогда как другие алимы говорили, что в этом случае садака будет недействительно».
В конце концов стало совершенно ясно, что и в садака возможен исраф (расточительство). Если человек имеющий долг, даст кому-то садака, и оставшихся у него средств не хватит на покрытие долга, или же у него есть семья и дети, на обеспечение которых у него осталось недостаточно средств; или же этот человек сам является нуждающимся и не уверен в том, что сможет вынести тяготы, связанные с отсутствием средств, то во всех этих случаях садака будет считаться исрафом.
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Фото: elements.envato.com