Каждый ли испытает мучения в могиле?

Вопрос:

Есть ли мучения в могиле? Что служит для этого доказательством?

Ответ:

Когда говорят о мучениях в могиле, то имеют в виду те мучения, которым Аллах Тааля намерен подвергнуть своих рабов. Человек может быть похоронен в могиле, или же не быть похороненным, затонув в море, или же сгореть и превратиться в пепел, может быть съеден хищными зверями или проглочен огромной рыбой, в любом случае, нет никакого сомнения в том, что он испытает мучения, если это ему суждено. По мнению ахли-Сунны, этим мучениям подвергнутся и душа, и тело человека в единстве. То есть испытывать мучения будет не только человеческая душа. Напротив, будет мучиться и тело. Это произойдет так: душа будет возвращена в тело и месте с телом будет испытывать мучения, установленные волей Аллаха. Независимо от того, принадлежал человек к умме Мухаммада или нет, эти мучения коснутся всех грешных мусульман, неверующих и лицемеров-мунафиков. Для некоторых из них эти мучения будут непрерывными, то есть продолжатся вплоть до Судного дня. А для мусульман, совершивших мало грехов, они будут прерывистыми и легкими. И не будут длиться до киямата. Благодаря молитвам-ду'а  с пожеланием добра и совершенным благодеяниям, носящим характер непрерывной милостыни, эти мучения могут быть остановлены или облегчены.

В наших книгах имеется множество доводов, свидетельствующих о мучениях в могиле. Некоторые наши грамотеи с модерновой головой утверждают об отсутствии мучений в могиле, но все используемые ими доводы уже когда-то выдвигались сектой мутазилитов. И ответом для них будут данные мутазилитам ответы ахли-Сунны. Кемаль ибн Абу Шариф (ум. в 906 г. хиджры) в своем труде под названием “Аль-Мусамара” писал о том, что хадис-шарифы по этой теме достигают уровня “мутаватир аль ма'нави”.

Всевышний Аллах благоволит:

«Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!»

Ибн Аббас (р.а.) передал, что однажды проходя мимо двух могил, Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Они оба испытывают мучения. Однако их мучения не по причине больших грехов. Один из них не предохранялся от (попадания) мочи, а другой распространял сплетни».

Досточтимая Аиша передала, что однажды к ней зашла одна иудейка. Говоря о мучениях в могиле, она сказала: «Пусть Аллах защитит тебя от мучений в могиле!»

Аиша (да будет Аллах ею доволен) также спросила у нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о мучениях в могиле, на что он ответил: «Да, мучения в могиле истинны». В продолжении своего рассказа досточтимая Аиша говорит: «После этого я ни разу не видела, чтобы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал намаз, сразу после него не попросив у Аллаха защиты от мучений в могиле». 

Когда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находился вместе с нами в одном саду, принадлежащем Бани Наджару, внезапно мул, на котором он сидел, испугался чего-то и закачался, еще бы немного, и он скинул бы нашего Господина. Смотрим: перед нами пять или шесть могил.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Кто-нибудь знает тех, кто лежит в этих могилах?» Когда один человек сказал: «Я знаю», он еще раз спросил: «Давно ли они умерли?» Человек ответил: «В эпоху многобожия». После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил: «Эта община будет подвергнута мучениям в могиле. Если бы я не боялся, что после этого вы не станете хоронить друг друга, то помолился бы Аллаху, чтобы дал вам услышать мучения в могиле, как я слышу их сам».

А затем он велел: «Просите у Аллаха защиты от мучений в могиле!» Находящиеся там сказали: «Просим у Аллаха защиты от мучений в могиле!» Алейхиссаляту вассалям снова сказал: «Просите у Аллаха защиты от мучений в Геенне!» Все повторили: «Просим у Аллаха защиты от мучений в Геенне!» «От всякой фитны, открытой и сокрытой, просите у Аллаха защиты!» ‒ сказал, и все за ним повторили: «От всякой фитны, открытой и сокрытой, просим у Аллаха защиты!» И велел им снова: «От фитны Даджаля ищите прибежища у Аллаха!» И каждый сказал: «От фитны Даджаля ищем прибежища у Аллаха!»

Передают, что хазрати Али (да будет Аллах им доволен) говорил: «До ниспослания этого аята мы сомневались в существовании мучений в могиле: «Страсть к приумножению увлекает вас, пока вы не посетите могилы. Но нет! Скоро вы узнаете! Еще раз нет! Скоро вы узнаете!» (Сура «Такасур», 102:1-4).

Имама Тахави (ум. В 321 г. хиджры) приводит данный риваят, а затем говорит: «Этот хадис является доказательством мучений в могиле. Хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) относительно того, что он искал прибежища у Аллаха от мучений в могиле, достигают уровня мутаватир».

Как видим, отрицание истинности мучений в могиле равносильно отрицанию множества хадис-шарифов, достигших уровня мутаватир. По мнению некоторых ученых, такое отрицание влечет за собой неверие. В таком случае, какое отношение к религиозным знаниям могут иметь утверждения некоторых людей, которые действуют подобно мутазилитам и говорят, что по данной теме нет ясных аятов, а имеющиеся хадис-шарифы они словно не замечают?

Господь наш! Просим Твоей защиты от зла этих людей и от мучений в могиле.

Islam-Today

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle