Младенцу следует давать звучное и красивое имя, имеющее глубокий смысл. Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) по этому поводу говорил: “В Судный день вы будете призываться на Суд Всевышнего по вашим именам и именам ваших отцов. Потому нарекайте детей ваших благозвучными именами”.
Расулюллах (мир ему и благословение Всевышнего) не любил бессмысленные и некрасивые имена. Прибывая в какой-нибудь город или поселение, он радовался когда ему называли красивое, приятное слуху наименование местности, поселения, а порой, услышав неблагозвучное название, менялся в лице. В одном из хадисов, который передала хазрати Айша, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) не чурался переименовывать некрасивые и неблагозвучные имена городов и поселений, а также являвшихся к нему людей.
При наречении ребенка необходимо обращать внимание и на следующее обстоятельство. Как известно, Аллах Та’аля обладает 99 именами и многие люди называют ими своих детей, однако, по свидетельству ученых-богословов, некоторые имена не следует давать новорожденным. Например: Халик (творец, создатель, Аллах), Рахман (милосердный к своим рабам), Куддус (не имеющий недостатков), Мухеймин (стерегущий все сущее), Аль-Мутакаббир (величайший, огромный).
По их мнению, эти эпитеты имеют прямое отношение к Всевышнему, а потому наречение ими простых смертных считается недозволенным-харамом. Однако допускается перед перечисленными именами употребление слова «Габде», означающего «раб». Допустим, Габдельхалик, Габдельрахман и т.д.
По мнению некоторых ученых, допустимо использовать в качестве имен отдельные слова, выражающие свойства и характеристики Аллаха, потому что простые смертные должны стремиться быть достойными этих свойств и характеристик. В ряду таких имен, например, Галим (ученый, обладающий знаниями), Сами (слышащий), Басир (зоркий), Кадир (всесильный). И все же желательно и перед перечисленными именами употреблять слово «Габде».
А как поступить, если родители младенца являются приверженцами разных вероисповеданий? Имеет ли право имам нарекать ребенка немусульманским именем? В том случае, когда ребенку дают мусульманское имя, естественно, следует объяснить смысл имени, дать родителям наставление. А в том случае, когда имя выбрано родителями не мусульманское, допустимо наречь этим именем новорожденного.
Достигнув совершеннолетия ребенок сам может изменить свое имя, если оно ему не нравится. В церемонии имя наречения имеется фард и сунна. Когда родители в обоюдном согласии решили назвать ребенка «Габдрахманом», то это является фардом, и они выполнили его, а если принято решение выполнить и сунну, необходимо соответственно провозгласить азан и объявить камат.
Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»