Вопрос: Как различаются между собой большое и малое многобожие?
Ответ:
Большое многобожие
Проявлением большого многобожия является приравнивание кого-либо или чего-либо Аллаху. Аллах Всевышний говорит, что в огне многобожники скажут своим богам: «Клянёмся Аллахом, мы ведь явно заблуждались, когда равняли вас с Господом миров!» (26/97 - 98).
Большое многобожие также бывает двух видов.
1. Многобожие в отношении признания Аллаха единственным Творцом, а также в отношении Его имён, сыфатов и действий. То есть, этот вид многобожия касается сущности Аллаха, Его имён, сыфатов и действий. Поистине, Господь, слава Ему, является Творцом, Правителем, Дарующим, Защищающим, Благоволящим, Унижающим, Возвышающим, Дающим силу и Принижающим. Если кто-либо засвидетельствует, что подобное присуще ещё кому-нибудь хоть в чём-то, то это будет означать, что этот человек впал в многобожие.
2. Многобожие в отношении божественной природы, обладателем которой является только Аллах.
Этот вид многобожия выражается в том, что наряду с Аллахом раб начинает поклоняться ещё кому-то или чему-то точно также, как он поклоняется Аллаху, начинает любить этого другого, бояться его, надеяться на него и обращаться к нему со своими просьбами, как он обращается к Аллаху.
Аллах Всевышний сказал: «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху идолов и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал» (2/165).
Аллах Всевышний сказал, что они говорили: «Мы поклоняемся им только ради того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно больше» (39/3).
И они говорили также: «Неужели он хочет заменить многих богов одним Богом?! Поистине, это поразительно!» (38/5).
Малое многобожие.
Эта форма многобожия не выводит человека из Ислама, но сводит к нулю деяние, в котором оно присутствует. К его проявлениям относятся, например, лёгкие формы лицемерия, клятвы кем-то или чем-то кроме Аллаха, произнесение фраз наподобие: «Как угодно Аллаху и тебе» и так далее.
Как-то Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, больше всего я боюсь, что вы впадёте в малое многобожие!» Люди спросили: «А что такое малое многобожие, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это двуличие». (Хадис приводит имам Ахмад).
Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Не сообщить ли вам о том, чего я боюсь для вас больше, чем Даджаля (Антихриста)?» Они сказали: «Конечно!» Тогда он сказал: «Скрытого многобожия,
(Хадис приводит имам Ахмад со слов Абу Саида аль-Худри).
Сообщается также, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в многобожие».
В другом варианте этого хадиса сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «...впал в неверие». (Хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи со слов Абдуллаха ибн Умара).
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) передал: «Однажды к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл какой-то человек, чтобы спросить его о чём-то, а в конце сказал: «Как будет угодно Аллаху и тебе». Услышав это, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул: «Ты что, приравниваешь меня к Аллаху?! Говори: «Как будет угодно одному лишь Аллаху!» (Этот хадис приводят Ахмад и Ибн Маджа).
Сообщается также, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не говорите: «Как будет угодно Аллаху и Мухаммаду», а говорите: «Как будет угодно Аллаху, а потом – Мухаммаду» (Со слов Хузайфы ибн аль-Йамана передали имам Ахмад и Ибн Маджа).
Как неверие, так и многобожие, и лицемерие являются противоположностью вере и единобожию, причём неверие (подобно многобожию и лицемерию) бывает двух видов: большое и малое.
Что касается большого многобожия (неверия, лицемерия), то наказанием за него послужит вечное пребывание в аду, малое же навлекает на человека наказание, которым Аллах пригрозил многобожникам, неверным и лицемерам.
Islam-Today