Фото: ratmaner/elements.envato.com
Вопрос от Тимура:
На протяжении многих лет не могу читать намаз, как полагается во время, тем более, когда не дома. Проблемы со здоровьем, иp-за которых не могу сохранять тахарат. Сейчас не совершаю намаз, что меня очень сильно беспокоит. Что делать, как ходить в мечеть в таком состоянии?
Ответ:
Обстоятельства, нарушающие малое омовение и имеющие хронический, то есть продолжительный характер, именуются «узр». Исходя из этого, если человек страдает недержанием мочи, кала, кровотечением из носа или иных частей тела или же истихазой, и если это расстройство непрерывно продолжается на протяжении всего времени намаза, если человек не может сохранить малое омовение на время, необходимое для совершения одного намаза, то такой человек считается обладателем оправдания (узра).
Человек, являющийся мазуром, должен совершать малое омовение, при наступлении времени каждого намаза, и с этим омовением в течение всего этого времени, он может совершать сколько угодно фард-намазов и нафиль-намазов. Он так же может возмещать долги по намазам, витр-намаз, праздничные намазы, а также джаназа-намаз. Появление признаков расстройства, которое является причиной оправдания, не влияет на этот хукм.
Например, малое омовение, совершенное мазуром с наступлением времени утреннего намаза, будет оставаться действительным до окончания времени намаза. С окончанием времени намаза, то есть с восходом солнца, совершенное им малое омовение будет уже недействительно, и с этим омовением он уже не сможет совершить какой-либо намаз. Однако если он совершил малое омовение после того, как его расстройство прекратилось, и если оно не возобновилось вновь и не возникло обстоятельств нарушающих малое омовение, то с истечением времени намаза это омовение не утратит своей действительности. Наоборот, этот человек будет считаться находящимся в состоянии малого омовения.
Если человек, являющийся мазуром, совершил малое омовение после восхода солнца, то с этим омовением он может совершать любые намаза до тех пор, пока не наступит время полуденного намаза. Главное, чтобы его омовение не нарушилось по какой-то другой причине.
Малое омовение человека, являющегося мазуром, нарушается не с наступлением, а с окончанием времени намаза. Таково мнение имама Абу Ханифы. И это является самым достоверным мнением.
По мнению имама Абу Юсуфа, так же, как омовение мазура нарушается с наступлением нового времени намаза, так же оно нарушается и с окончанием времени намаза.
Таким образом, малое омовение, совершенное после восхода солнца, станет недействительным с наступлением времени полуденного намаза. Имам Зуфар говорил по этому поводу: «Омовение мазура нарушается только с наступлением времени следующего намаза, и не нарушается с окончанием этого времени». Исходя из этого, малое омовение, совершенное для утреннего намаза, станет недействительным не с восходом солнца, а с наступлением времени полуденного намаза.
(По мнению имама Шафии, человек, являющийся мазуром, должен совершать малое омовение для каждого намаза, который он хочет совершить. Его омовение нарушается в тот момент, как только он завершит выполнение того или иного намаза).
После того, как у человека, являющегося мазуром, прекратились проявления его расстройства, он совершает омовение вследствие других обстоятельств, нарушающих его, но если снова появятся признаки расстройства, которым он страдает, то в этом случае его омовение будет нарушено. И необходимо будет совершить малое омовение заново. Так как предыдущее омовение не было связано с этим оправданием.
Однако если его расстройство не прервется, и он совершит омовение по причине этого расстройства или по причине иных обстоятельств, нарушающих омовение, то даже если на протяжении времени этого намаза появятся признаки этого расстройства, это не нарушит омовения. Так как считается, что он совершил малое омовение как вследствие расстройства, которым он страдает, так и вследствие других обстоятельств, нарушающих омовение.
Если человек, являющийся мазуром, может каким то образом воспрепятствовать проявлению своего расстройства, например, совершать намаз, сидя, при невозможности делать этого стоя, или совершать намаз глазами, при невозможности совершения земного поклона; или может без затруднений закрыть то место, из которого происходят выделения, то в этом случае он перестает считаться мазуром. Поэтому если после совершения малого омовения его расстройство каким-то образом проявится, то он не сможет совершить намаз с этим омовением.
До тех пор, пока у человека, являющегося мазуром, продолжается его расстройство, нечистоты, попадающие на его белье или одежду, не считаются препятствием для достоверности намаза. И в этом случае не имеет значения, превышают эти нечистоты то количество, которое является препятствием для намаза, или нет. Однако если эти нечистоты не коснуться одежды вторично, то их необходимо cмыть.
Как мы видим, благословенная религия ислам – это легкая религия. Для людей, страдающих каким-то расстройством, предусмотрены всесторонние облегчения и послабления. Отныне ни у кого нет никаких оправданий для невыполнения религиозных предписаний и обязанностей.
Islam-Today