Вопрос:
Записываются ли в качестве греха, скверные мысли, приходящие человеку на ум?
Ответ:
Мысли, приходящие на ум человеку, бывают пяти видов:
1) Мысли приходящие на ум, и сразу же исчезающие.
2) Мысли приходящие и остающиеся в уме, но воплощения которых человек не хочет.
3) Мысли, по поводу воплощения или не воплощения которых у человека возникают сомнения.
4) Мысли, осуществлению которых человек отдает предпочтение.
5) Мысли, к воплощению которых человек принуждает себя.
Первые три вида мыслей не считаются грехом, так как приходят на ум человека не по его воле. Что же касается последних двух видов, то здесь существует вероятность того, что они будут считаться грехом. В хадисах по этому поводу говорится следующее:
«Аллах Всевышний прощает плохие мысли, которые не были высказаны вслух или не были осуществлены на практике» (Бухари).
«Если человек задумал совершить что-то запретное, но затем из страха перед Аллахом отказался от этого, то это не будет записано ему как грех» (Берика).
Если у человека возникнет намерение совершить какой-либо харам, но он страшась Аллаха откажется от этого, ему не будет записан грех за его намерение. Наоборот, ему будет записано большое вознаграждение за то, что он не последовал за шайтаном, а остался, покорен Аллаху Всевышнему. Если же от совершения харама человека остановило чувство стыда перед людьми, то в этом случае вознаграждение ему не будет записано.
Среди алимов даже были те, кто говорил, что отказ от совершения харама с таким намерением, само по себе является грехом. Например, имам Газали и Фахруддин ар-Разы говорили: «Человек, который отказывается от харама только из чувства стыда перед людьми, все равно совершает грех». Некоторые же алимы говорили: «Если человеку на ум приходят мысли о совершении харама, то он не станет грешником до тех пор, пока у него не возникнет твердого намерения совершить это».
Некоторые же алимы говорили: «Мысли о запретном, приходящие на ум человеку, сами по себе не являются грехом». Однако высокомерие, надменность и подозрения, являются исключением, так как все это является действиями сердца.
Как бы там ни было, необходимо стараться избавляться от любых скверных мыслей приходящих нам на ум, очищая свое сердце и разум от всего скверного и недозволенного, и стараться украшаться прекрасной нравственностью. В одном из хадисов говорится: «В судный день и нечестивцы, и благочестивые люди будут испытывать сожаление. Нечестивцы будут сожалеть о том, что не исправили своих деяний и не встали на путь богобоязненности. А благочестивые люди будут сожалеть о том, что не совершали еще больше благих дел и поклонений».
Поэтому, не теряя времени, давайте же будем стараться совершать деяния, которыми доволен Аллах Всевышний!
Islam-Today