Что включают в себя знания, которыми должен обладать каждый мусульманин?

Ответ: 

Начиная с первого человека и пророка Адама (алейхи салям) все божественные религии, помимо предписаний, касающихся веры и поклонения, устанавливали также правила, регулирующие социальную жизнь общества. Каждому пророку были даны такие установления, которые соответствовали нуждам людей, живших в то время, и пророки должны были довести эти установления до людей. 

Исламское право имеет отличную от других правовых систем структуру. Имея божественное происхождение, исламское право не является порождением человеческой мысли. Установления исламского права имеют силу в любое время и в любом месте и не подвержены изменениям. Предписания и установления, содержащиеся в Коране, были разъяснены посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в хадисах.

Затем они заняли свое место в книгах по фикху, и являются для мусульман предметом изучения и применения на протяжении многих веков. Часть установлений и предписаний, упоминаемых в Коране, направлена на защиту прав Аллаха, а другая часть, направлена на защиту прав людей.

Вопросы веры и поклонения относятся к категории прав Аллаха. Взаимоотношения человека с другими людьми, создание семьи и разводы, имущественные вопросы и прочее относятся к категории прав рабов. И по каждому из этих вопросов существуют разные предписания.

Свод знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин, называется «Улюмуль-Исламиййа» ("Исламские знания"). Эти знания делятся на две части: «Акли» и «Накли». Знания «накли» – это знания, опирающиеся на канонические тексты и находящиеся над человеческим разумом. Например: Тафсир, хадис, акыда и фикх. Обладание этими знаниями в определенном объеме, является фардом (обязанностью) для каждого совершеннолетнего и умственно полноценного мусульманина, вне зависимости от того мужчина это или женщина.

Что же касается знаний из категории «акли», то это знания, получаемые посредством разума, а также опытным путем. Эти знания служат средством лучшего понимания и применения вышеупомянутых религиозных наук. Исходя из этого, изучение данной категории знаний является фардом-кифайа (то есть обязанностью некоторых представителей общины). К этой категории знаний относятся такие науки, как математика, логика и прочие.

Наука, которая систематизирует и разъясняет все вопросы исламского права, называется фикхом. Первым ученым попытавшимся систематизировать исламское право, был имам Абу Ханифа (рахимахуллах).

Исламское право имеет четыре источника:

  1. Священный Коран. Содержащий все предписания и установления Ислама.
  2. Сунна. Образ жизни, действия и слова посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Хадисы разъясняют некоторые установления имеющиеся в Коране.
  3. Иджма. Единодушное мнение муджтахидов по какому-либо вопросу.
  4. Кыйас. Суждение по аналогии.

Кроме того, еще одним источником исламского права можно считать обычаи и традиции, не противоречащие основополагающим принципам религии. Исламское право дает людям ответы на вопросы, имеющие отношение ко всем сферам повседневной жизни человека. Поэтому изучение фикха является необходимостью для каждого мусульманина.

Islam-Today

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Социальные комментарии Cackle