Ответ:
Йакын (убежденность) означает непоколебимое и твердое знание, не допускающее никаких сомнений. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Это писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в последней жизни» (аль-Бакара 2/2-4).
Этот аят указывает нам на то, что путем достижения убежденности, является поклонение и покорность. Значит, наши деяния являются тем самым ключом, который открывает нам эту дверь, и без них достичь убежденности, не возможно.
Да, человек состоит из материи и смысла. Его глаза приспособлены к тому, чтобы видеть этот мир. Но стоит ему закрыть глаза, и просыпается проницательность, и человек обращается от формы к смыслу, от изображения к содержанию, от внешнего к внутреннему. Однако чтобы достичь этого, необходима сильная вера. Предыдущие годы можно назвать золотым временем позитивизма и рационализма. И этот период продолжается до сих пор. Поэтому многие из нас могут считаться проходящими тяжелые испытания. И первым из этих испытаний на пути приобретения убежденности, является необходимость веры в духовное.
Йакын (убежденность) имеет три степени: ильмальйакын, айнальйакын и хаккальйакын.
Некоторые считают, что ильмальйакын, подразумевает слабую веру. Тогда как на самом деле каждая из этих трех степеней, выражает совершенную веру. Поскольку в названии каждой из этих степеней присутствует слово йакын, то соответственно каждая из них подразумевает несомненность и непоколебимую убежденность.
Йакын (убежденность) в вопросах веры, следует понимать следующим образом: Верить в каждую из основ веры так, как об этом говорится в Коране. Например, в том, что касается веры в Аллаха, йакыном будет знание всех Его атрибутов и имен, а так же того, что Он – извечен и вечен, и что Он не нуждается ни в ком и ни в чем, в том числе ни в месте, ни во времени. Все мумины именно так верят в Аллаха Всевышнего.
Исходя из того, что сомнения аннулируют веру, что все верующие едины в отсутствии сомнений, в вопросах веры. В каких же плоскостях тогда проявляется разница в степени этой веры?
Вера в истинность чего-то – это одно, а выражение этой веры своими поступками и состоянием – это совершенно другое. Поэтому вера в степени йакын, постоянно проявляет себя в поступках и внутреннем состоянии человека. Например, каждый мусульманин без всяких сомнений верит в ангелов, но вспоминать об ангелах лишь тогда, когда о них упоминают, это – одно, а состояние, при котором человек, совершая каждый свой шаг, осознает, что за ним постоянно наблюдают два ангела, это – совершенно другое. И вот это второе и есть йакын в вере.
Поэтому каждая степень йакына имеет бесконечное количество ступеней.
Ильмальйакын – это твердая убежденность в истинности существования чего-либо, как например, знание того, что 2х2=4.
Айнальйакын – это твердая убежденность в истинности этого, воспринимаемая на уровне чувств.
Хаккальйакын – это опыт, приобретенный путем переживая истинности существования чего-либо. Например, мы твердо и непоколебимо верим, в то, что обладаем памятью, и в этом у нас нет никаких сомнений, это степень ильмальйакын. Точно так же видя собственную руку, мы твердо верим в ее существование – это степень айнальйакын. А так же мы знаем о том, что мы живем, и нам это известно не посредством размышлений или наблюдений, а нам это известно благодаря тому, что мы переживаем это, каждый миг своего существования, и это осознание, является хаккальйакын.
Islam-Today