Чем должен обеспечить муж жену после развода?
Вопрос от Рамиля:
Чем должен обеспечить муж жену после развода?
Ответ:
В лексическом значении слово «нафака» означает расходы на все те вещи, которые жизненно необходимы человеку и членам его семьи, то есть продукты питания, одежда и предметы первой необходимости. В терминологии фикха слово «нафака» подразумевает все то, чем человек обязан обеспечивать свою семью и своих родных для их нормального существования в соответствии с их социальным статусом.
В первую очередь нафака подразумевает обеспечение тех, о ком человек обязан заботиться, продуктами питания, одеждой по сезону, местом проживания, медицинским обслуживанием и лекарствами, а также прислугой в случае необходимости.
Что же касается женщины, ожидающей истечения срока идда, то необходимо отметить, что иддат возникает по двум причинам: либо вследствие смерти мужа, либо вследствие развода. Женщине, у которой муж умер, нафака, то есть обеспечение средствами существования не требуется, так как она и так наследует определенную часть имущества своего мужа. В ранний период ислама мужчина обязан был оставить завещание, в котором бы указывалось, что в случае его смерти, его жена имеет право на проживание в течение года в его доме и на получение в течении этого времени средств существования. В Коране в связи с этим говорится:
«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли» (аль-Бакара 2/240).
Впоследствии с ниспосланием аята: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» (аль-Бакара 2/234), срок идда был сокращен до четырех месяцев и десяти дней.
Вне зависимости от того, каким был таляк (развод), однократным или троекратным, мужчина обязан материально содержать свою бывшую жену на всем протяжении срока идда.
Обязанность по содержанию детей также лежит на мужчине. Содержание детей подразумевает обеспечение их продуктами питания, необходимой одеждой и местом проживания.
Аллах Всевышний говорит в Коране: «Если они (матери ваших детей) кормят грудью (ваших детей) для вас, то платите им вознаграждение» (ат-Таляк 65/6).
Из этого аята следует, что после истечения срока идда женщина получает право на материальное вознаграждение, если она кормила ребенка грудью. Это указывает на то, что материальное содержание детей является обязанностью их отца.
Islam-Today
Читайте также:
-
Можно ли вместо суннат-намазов восполнять пропущенные ранее намазы?
Обязанностью мусульманина является восполнение каждого не совершенного в нужное время обязательного намаза. Это не меняется от того, пропустил ли человек время намаза намеренно, сделал ли он это по ошибке или же проспал намаз. Другими словами, какой бы ни была причина, когда обстоятельства меняются, человек должен восполнить пропущенный намаз.
-
Следуем Сунне: правила возврата долга
Мы живем в обществе, где каждый обладает различным уровнем дохода и достатка. Кто-то из нас богаче, кто-то беднее. Поэтому взаимопомощь между членами человеческого общества является жизненной необходимостью. Долг можем отнести к разряду именно такой необходимости. Ислам поощряет тех, кто дает в долг и помогает нуждающимся.
-
Можно ли женщине читать намаз в брюках?
Одним из обязательных условий намаза является сатри-аурат, то есть прикрытие тех мест, которые должны быть скрыты от взора других людей. У женщин перед чтением намаза должно быть покрыто все кроме лица, кистей рук и ступней до лодыжки.
-
Правда ли, что использование духов женщиной приравнивается к прелюбодеянию?
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если женщина использует благовоние и наряжается для кого-то, кроме своего мужа, то она...
-
О чем нельзя забывать в День Ашура?
Сунной является в День Ашура...
-
Секрет хорошей самооценки
Самооценка представляет собой серьезную психологическую проблему для многих мусульман сегодняшнего дня. Это определяется по тому, что запросы, связанные с самооценкой, - одни из лидирующих среди обращений. Высокая самооценка помимо того, что дает ощущение уверенности, оптимизма, часто становится почвой для высокомерия, заносчивости, пренебрежения к другим.
-
Их мечети закрывали и заставляли есть свинину: о нелегкой судьбе мусульман в Албании
Особый интерес представляет религиозная ситуация в Албании в коммунистический период (1945-1992). Понятно, что в условиях коммунистического строя религии некомфортно, но в марте 1967 года власти Албании приняли беспрецедентное решение. Страна была официально объявлена «атеистическим государством» (для внешнего мира эта формулировка звучала так: в Албании не существует проблемы отношений между религией и государством).
-
Право Аллаха, нарушать которое нельзя ни в коем случае
Однажды наш Пророк (мир ему) путешествовал вместе с молодым сподвижником Муазом. В пути он обратился к Муазу: «Эй, Муаз!» Муаз (да будет Аллах им доволен) сказал: «Я перед тобой, слушаю тебя, о, Посланник Аллаха!» Наш любимый Пророк (мир ему) три раза обратился подобным образом, а затем задал свой вопрос: «О, Муаз, известно ли тебе, какое право Аллаха должны соблюдать рабы Его?»