Фото: towfiqu98/elements.envato.com
Вопрос:
На днях я, проходя мимо мечети, зашел туда, чтобы прочитать намаз, однако человек преклонного возраста, дежуривший там, сказал мне: «В такой одежде не принято являться в Дом Аллаха, вдобавок ко всему у вас не прикрыта голова, и намаз, который вы будете совершать, не будет принят Всевышним». Насколько прав был служитель мечети?
Ответ:
Прежде всего обратим ваше внимание на выдержку и стремление разобраться в затронутых вопросах и того, кто пришел в храм прочитать намаз, и того человека, который следит за порядком в помещении мечети.
Согласно канонам Шариата, мусульмане, приходящие в мечеть на намаз, должны быть в опрятной и чистой одежде. Ведь они являются в Дом Аллаха для того, чтобы совершить поклонение Всевышнему. Помимо этого во время намаза предстоит стоять в одном ряду с единоверцами, а кому хочется находиться рядом с человеком, от которого дурно пахнет и который одет неряшливо и грязно. В связи с этим вспоминается притча о хазрати Умаре (мир ему), который встретив в мечети неряху, обратился к нему со словами: «О, раб Божий! Решился бы ты явиться в таком виде к правителю или везирю?»
На что прихожанин ответил: «Конечно же, нет!» Тогда хазрати Умар (мир ему) многозначительно сказал: «А что по твоему Аллах Та’аля не достоин в тысячу крат большем почитании и уважении нежели правитель или визирь? Стоит ли являться к Нему в чистой и нарядной одежде?»
Эта притча и слова хазрати Умара (мир ему) имеют глубокий смысл и они касаются тех, у кого имеются все удобства. А как быть тому, кто трудится, к примеру, в подвале многоэтажного дома, в мастерской, ведь его одежда не может быть безукоризненно чистой и опрятной? Допустимо ли чтение намаза в одежде, не отличающейся чистотой? Исключением является одежда со следами наджаса-нечистот. Ведь грязь и наджас две совершенно разные вещи. Допустим, одежда человека, занятого тяжелым физическим трудом, бывает подчас пропитана потом, однако это не наджас. Последний же связан с испражнениями и мочой. Грязь возникает от пота, пыли или соприкосновения с землей.
Что же касается чтения намаза с непокрытой головой и здесь должен быть свой подход. Нельзя заявлять человеку, совершающему намаз без головного убора о том, что его намаз недействителен. В данном случае правильнее и уместнее было бы сказать этому человеку: «Вы не уделили должного внимания одной из сунн намаза (обратите внимание не фардам-обязательным!), что подвергается легкому порицанию. А как быть, если во время земного поклона, головной убор не удержался на голове, допускается один раз поднять его и надеть, но можно и не обращать внимания на это и продолжать чтение намаза без головного убора, однако нежелание или намеренный отказ от головного убора считается макрух, то есть порицается. Нельзя также читать намаз женщине, у которой платок не прикрывает ушные раковины.
В этих щепетильных вопросах необходима мягкость и сдержанность. Проявление всезнайства и жесткости и заявления в роде: «Твой намаз неправильный!» недопустимо.
Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»
Полезная статья? Сделайте репост на Facebook, пожалуйста!