Фото: Johnstocker / elements.envato.com
Стремление помогать тем, кто оказался в тяжелом положении, и протягивать руку помощи нуждающимся людям заложено в самой сути религии ислам. Помощь тем, кто оказался в тяжелом положении, в зависимости от сложности ситуации, может стать не только желательным поступком, а обязательным.
Если в одной ситуации помогают ради того, чтобы заслужить саваб (награду), стать хорошим мусульманином, то в другой ситуации все это утрачивает приоритет и дело помощи превращается в неукоснительный долг. Хотя саваб и награды при этом никуда не пропадают.
В качестве примера можно привести случаи, когда из-за неоказания помощи жизнь человека находится под угрозой или есть опасность потери какого-то органа или утраты органом его функций. В таких случаях, для тех, кто имеет возможности, оказание помощи является фард-кифая. Если в обществе тому, кто нуждается в помощи, от его религии и национальности, не поможет ни один из тех людей, кто имеет возможности, по законам религии, все будут нести за это ответственность.
«Не просить исполнения своих нужд ни у кого, кроме Аллаха»
Помогать тем, кто оказался в трудной ситуации, и нуждающимся – это требование исламского братства. Одна из ярких особенностей мусульманина – стремление помочь. Кто не проникается чужой бедой, тот еще не проникся истинным исламским сознанием.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто скроет (недостатки) мусульманина, Аллах покроет (его недостатки) в День воскресения» (Таджриди сарих, 7/360; Ри-ядус-салихин, 1/284).
Одной из отличительных черт исламской религии является то значение, которое она придает социальной жизни. Каждый, кто составляет общество, не является его заурядным членом. Все они подобны органам единого организма, которые чувствуют боль каждого его органа (Бухари, Адаб, 27).
Фото: nadezhdaz / elements.envato.com
«Действительно, верующие – братья» (Худжурат, 49/10).
Пророк ﷺ говорил, что привязанность верующих друг к другу, подобна кладке стены, в которой камни скреплены друг с другом (Таджрид сарих, 12/34).
В таком обществе не должно остаться людей, нуждающихся в помощи. Например, в отношении отсрочки должнику, который испытывает трудности, в аяте говорится:
«Если должник находится в трубном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (Бакара, 2/280).
Наряду с материальной помощью, нуждающимся людям можно оказать помощь делом. Такая помощь в исламе считается садака.
Награду за такую помощь Пророк Мухаммад ﷺ разъяснил следующим образом: «Кто спешит на помощь одинокому человеку, тот получает саваб, словно совершал джихад на пути Аллаха» (Навави, Риядус-сали-хин, 1/130).
Исламская линия доверия: как наладить отношения с подростком?
В Священном Коране говорится:
«Вы ни в коем случае не обретете благочестия (и довольства Аллаха), пока не будете расходовать (на пути Аллаха) из того (имущества), что вы любите, и сколько бы вы ни расходовали, Аллах знает об этом (и сполна воздаст вам)» (Али Имран, 92).
В ряду благих деяний очень хорошим делом считается карду хасан. Это означает одалживание денег человеку, находящемуся в тяжелом положении. Выдача заема, сделанная без всяких корыстных целей, является для Аллаха деянием, которым Он доволен больше всего.
На основе книги "Мое поклонение"