«Уповай на Живого, Который не умирает, и прославляй Его хвалой. Довольно того, что Он ведает о грехах Своих рабов». (Сура «Фуркан», аят 58)
Обращение к Аллаху и мольба Его о помощи составляют отправную точку успеха в любом нашем деле и в решении всех проблем, с которыми нам приходится сталкиваться. Полагаясь на Него и доверяясь Ему, мы обретаем силу. Великий Господь может дать облегчение там, где не оставалось никакой надежды, и с совсем неожиданной стороны. Ибо у Него для всего достаточно могущества.
Данный аят показывает в частности нашему Пророку, а в общем всем нам, мусульманам, тот путь, по которому нам нужно следовать. Руководствуясь имеющимся в аяте указанием, наш Пророк (с.а.в.) всегда полагался и доверялся Аллаху, уповал на Него. С помощью полученной от Аллаха силы, он до конца довел начатую им в одиночестве борьбу и вел ее всегда с такой же решимостью и отвагой, как в первый день. А в итоге Всевышний Аллах удостоил его обещанной победы и позволил ему дожить до тех дней, когда он увидел, как люди толпами приходят к религии Аллаха. Коран настойчиво требует от нас, чтобы мы уповали на Аллаха. Упование (таваккуль) предполагает, что мы сперва наилучшим образом исполним возложенные на нас обязанности, примем все необходимые меры, а затем целиком доверимся Аллаху, во всем будем полагаться на Него, всецело предадимся Ему и решение всех дел передадим в Его распоряжение.
Упование на Аллаха вовсе не означает, что Его воле мы поручаем все свои дела. Что бы мы не делали, будем исполнять это дело наилучшим образом, в полном соответствии с установленными требованиями и правилами, будем стараться, проявлять терпение, будем просить Аллаха, чтобы Он сделал наше дело успешным. А после этого будем верить, что Аллах одарит нас успехом. Уповать на Аллаха, прежде не сделав всего этого, это вовсе не упование, а беспомощность и жалкое состояние.
Следовательно, должны идти рука об руку труд, старания, терпение и упование. Будет неправильным как оставлять наши дела Аллаху, так и надеяться на успех без помощи Аллаха, связывая его лишь со своими стараниями. Так как абсолютно невозможно добиться успеха, если на то не будет воли Аллаха. Обладателем настоящей силы, которому можно довериться и положиться, является Всевышний Аллах. А если так, то и мы будем уповать и надеяться не на тех, кто не в состоянии избежать смерти, а только на вечно живого, не умирающего Аллаха.
На нас возложены обязанности исполнять все, что требуется в мирской жизни, но еще важнее для нас обязанность не ограничиваться только этим, а чтобы обеспечить нашу связь с Аллахом исполнять долг рабского служения Господу, как об этом сказано в аяте: «И прославляй Его хвалой». Употребленное здесь слово “хамд” означает превозносить Аллаха и восхвалять Его всеми совершенными качествами. Когда говорят “Альхамдулиллях”, то это значит, что все совершенные качества и вся слава принадлежат Аллаху. А второе слово из аята “тасбих” означает утверждать, что Аллах пречист от любых недостатков, и возвеличивать Его. Когда человек говорит “Субханаллах”, он свидетельствует о том, что Аллах свободен от любых отрицательных качеств, которые не приличествуют Его божественной сущности, что Ему не пристало иметь жену и детей, что Ему не присущи несправедливость и бессилие, что у Него нет равных.
Прислушаемся к наставлениям нашего Пророка, которые он давал Абдуллаху ибн Аббасу:
«Дитя мое, давай-ка я научу тебя некоторым правилам», ‒ сказал он и дальше продолжил: «Позаботься о соблюдении повелений и запретов Аллаха, чтобы и Аллах позаботился о тебе и оберегал тебя. (Довольство) Аллаха ставь впереди любого дела, тогда найдешь Аллаха перед собой. Когда чего-то захочешь, попроси у Аллаха. Если понадобится помощь, проси у Аллаха!..» (Тирмизи, “Киямат”, 59).
От нас, му'минов, сохраняющих такую связь с нашим Господом, требуется не возиться с чужими грехами, а вместо этого стараться как следует исполнять свой долг и уповать лишь на Аллаха.
Islam-Today
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями, сделайте репост на Facebook!