Разнообразные движения, которые возникают в рамках Ислама, делятся на две группы. В первую группу можно включить те системы вероубеждений, которые действительно опираются на достоверные религиозные источники и развиваются в соответствии с разумом и логикой. Ко второй группе относятся системы противоположного характера, которые возникают как недозволенное новшество (бид'ат) и опорой своей имеют сомнительные умозаключения.
Таким образом, первая группа представляет собой движение последователей традиционного Ислама - Ахль Сунна Валь-Джамаа, а вторая включает различные группировки, отвратившиеся от прямого пути и впадшие в заблуждение.
Вероубеждение Ахль Сунны, возникшее в рамках Ислама, вдохновлялось мусульманской религиозной мыслью, было взращено той живой водой, которая исторгается из четырех источников Ислама, и продолжает развиваться в устоявшихся рамках нашей религии.
Недозволенные (бидۥат) вероубеждения же, отклоняющиеся от исламского образа мыслей и текущие в совершенно ином направлении, как правило, возникают в угоду чьим-то политическим, общественным или личным интересам. И одно из таких движений - это движение последователей Ибн Таймийи и Ибн Абдуль-Ваххаба - таймиизм и ваххабизм.
Таймиизм появился на исторической арене в восьмом веке хиджры. Не получая широко распространения, он время от времени оказывал давление на исламскую религиозную мысль. Это движение выходит за рамки вероубеждения Ахль сунны. Таймиизм имеет одну специфическую черту, которая отличает его от других заблудших учений. Каждая подобная группировка объявляет свою систему ценностей и свое название единственно верными, и таковыми и остаются в истории.
Таймиизм же объявляет себя движением традиционного Ислама Ахлю сунна валь-джамаа, а истинных последователей Ахлю-сунны стремится представить заблудшими и отделившимися от пути Корана и сунны. (Мы видим, что основатель этого выступающего с новым пониманием единобожия (таухид) движения Ибн Таймийа утверждает, что со смертью нашего Пророка и его сподвижников дорога сунны была закрыта и пребывала в таком состоянии до тех пор, пока не появился сам Ибн Таймийа и не открыл заново этот путь. Таких же взглядов придерживаются и сторонники Ибн Таймийи).
Во времена Ибн Таймийи и последующие века эти взгляды не получили особого распространения, они не смогли собрать сторонников и сформировать движение (мазхаб), оставаясь лишь предметом обсуждения в определенных кругах.
Но в двенадцатом веке хиджры эти идеи были подхвачены Мухаммадом бин Абдуль-Ваххабом - выходцем из невежественной и лишенной всяких идеалов среды. Узрев в этом политическую выгоду, Мухаммад бин Абдуль-Ваххаб принялся распространять эти идеи, прибегал, в том числе, и к силе. Ему удалось обрести сторонников среди некоторых бедуинских племен. Так и возникло это движение, отличительными чертами которого стали суровость, безжалостность и ограниченность во взглядах. Движение, которое вместо аргументов в свою пользу обвиняет противников в неверии (куфр).
К сожалению, ваххабизм, последователи которого, по видом "защиты" единобожия обвиняют в неверии всех, в том числе и некоторых мусульман, получил распространение в некоторых мусульманских странах.
В последующем мы постараемся исследовать это движение и показать мусульманам его истинное лицо. Наша цель - не разбудить спящую змею, а, скорее, помешать дракону, приготовившемуся к нападению...
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"