Все уже предопределено заранее?

Веление Аллаха является решением предопределенным

Вопрос:

В наши дни некоторые люди, говорящие от имени религии, утверждают, будто вера в предопределение является спорным излишеством. При этом они ссылаются на отсутствие пункта о вере в предопределение в так называемом “хадисе Джибриля” у Бухари. Как мы должны им ответить?

Ответ:

Данный хадис Джибриля, который берут у Бухари в качестве довода те, кто отрицает необходимость веры в предопределение, в риваяте у Муслима выглядит так: 

Яхъя ибн Йа'мар (пусть Аллах будет им доволен) повествует следующее: «Первым, кто в Басре начал говорить об отрицании кадара, был Ма'бат аль-Джухани.

Однажды мы с Хумайдом ибн Абдурахман ибн аль-Химайри вышли в путь с намерением совершить хадж или умру. Мы рассуждали между собой: “Хорошо бы нам встретить кого-то из асхабов Посланника Аллаха (мир ему) и расспросить у него, что было сказано о кадаре”.

Чуть позже мы встретили Абдуллаха ибн Умара ибн аль-Хаттаба (пусть Аллах будет ими доволен), который собирался зайти в мечеть.

Я и мой спутник тотчас окружили его, один с правой стороны, а другой с левой. Поняв, что право обратиться с вопросом мой друг оставляет мне, я сказал: “О Абу Абдурахман! В наших краях объявились люди, которые читают Коран и ревностно добывают знания”.

Далее рави рассказал об этих людях, что они не признают кадар, утверждают, будто все сотворенное появляется без всякого знания и предопределения Аллаха, что всякое дело имеет открытый исход.

В ответ на это Абдуллах (пусть Аллах будет им доволен) сказал:

“Если встретишь их, то сообщи, что отныне я непричастен к ним и что они отчуждаются от меня”. Далее рассказчик продолжил: “Пусть это будет клятвой Аллаху, которым поклялся Абдуллах ибн Умар (пусть Аллах будет ими доволен), говоря, что даже если один из них имел бы горы золота величиной с Ухуд и пожертвовал бы на пути Аллаха, то Аллах не примет его инфак, пока он не уверует в кадар”. А затем продолжил: “Мой отец Умар ибн аль-Хаттаб (пусть Аллах будет ими доволен) рассказывал мне так: “В один из дней, когда мы находились рядом с Посланником Аллаха (мир ему), внезапно около нас появился некто в одежде ослепительной белизны и с черными-пречерными волосами. На нем не было заметно следов долгого путешествия, но и никто из нас не узнавал его. Он подсел к Пророку (мир ему), уперся своими коленями о его колени, положил свои руки ему на бедра и сказал: “О Мухаммад! Расскажи мне, что такое Ислам!” Посланник Аллаха (мир ему) начал говорить:

“Ислам – это твое свидетельствование о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, совершение намаза, выплата закята, пост в месяц Рамазан и совершение хаджа к Дому, если ты в силах покрыть дорожные расходы”. Когда тот заметил: “Ты сказал правду”, мы сильно удивились, так как он сам спрашивал, сам же и подтверждал правильность ответа.

Затем он сказал: “Сообщи мне что-нибудь об имане”. Посланник Аллаха (мир ему) ответил: “Иман заключается в твоей вере в Аллаха, в ангелов Аллаха, в Его книги, в Его посланников, в день ахирата, а еще в твоей вере в предопределение с его добром и злом”. И тот снова сказал: “Ты говоришь правду”».

Хотя пункт о вере в предопределение и отсутствует в хадисе, зафиксированном у Бухари, но как видим, такое положение имеется в хадисе Муслима.

И что по-сути изменится из-за того, что пункт о предопределении имеется в одном варианте хадиса, а в другом его нет, если данная тема конкретно рассматривается в Священном Коране? Например, Всевышний Аллах говорит:

«Веление Аллаха является решением предопределенным».

А в другом кораническом аяте сказано:

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению».

Как упомянуто в тафсире Ибн Касира, объясняя причину ниспослания этого аята, Ахмад ибн Ханбаль (р.а.) говорил:

“Когда мушрики пришли к нашему Пророку (мир ему), чтобы спорить и ним по поводу кадара, был ниспослан этот аят”.

В таком же виде зафиксировали Муслим, Тирмизи и Ибн Маджа. А от Беззара было передано:

“Эти благородные аяты были ниспосланы о тех, кто отрицал предопределение”.

Ибн Абу Хатим передал слова Посланника Аллаха (мир ему) в таком варианте:

“Эти аяты были ниспосланы о некоторых людях, которые появятся в последнем периоде моей уммы и станут отрицать предопределение Аллаха”.

Исходя из того, что в приведеннном у Бухари варианте “хадиса Джибриля” отсутствует вера в предопределение, эти люди посчитали кадар спорным излишеством, проникшим в книги по основам Ислама. Только их послушать! Как будто если бы этот пункт был у Бухари, тогда бы они верили в предопределение! А ничего, что Бухари, открывая отдельную книгу (раздел) о предопределении, упомянул аят: «Веление Аллаха является решением предопределенным», затем привел в этом разделе двадцать шесть хадисов о кадаре? 

Те, кто утверждает, что вера в предопределение является спорным излишеством, увидели отсутствие пункта о кадаре в перечне столпов имана в приведенном у Бухари варианте “хадиса Джибриля”, однако претворились, будто не заметили наличие у Бухари целого раздела, посвященного этой теме. Такого типа люди готовы ради доказательства своих суждений брать только то, что идет им на пользу, а все остальное они словно и не замечают.

Эти люди утверждают, что вопрос о предопределении по политическим соображениям подняли представители династии Омейядов, чтобы оправдать им те несправедливости, которые они совершали, и что только после этого данный вопрос появился в книгах по итикаду. В подтверждение этому они приводят письмо о кадаре, написанное Хасаном аль-Басри Абдуль-Малику ибн Марвану.

А между тем, в этом письме Хасан аль-Басри (р.а.) вовсе не отрицает предопределение, а только высказывает мысль о том, что знания, имеющиеся в извечном знании Аллаха, не имеют принудительного характера для Его рабов. При внимательном прочтении письма Хасана аль-Басри (р.а.) нетрудно заметить, что нет разницы между ним и ахли-Сунной, и что наоборот, он поддерживает точку зрения ахли-Сунны. Ведь Хасан аль-Басри (р.а.) – это один из величайших имамов ахли-Сунны.

Каждый должен изучить вероубеждения ахли-Сунны по вопросу о кадаре и не впадать в заблуждение, поддавшись суждениям этих людей. Посланик Аллаха (мир ему) говорил:

«В каждой общине есть зороастрийцы, и зороастрийцами моей общины является те, которые говорят, что нет предопределения. Если они заболеют, не навещайте их, и если кто-то из них умрет, то не присутствуйте на его похоронах».

Сторонники этих ошибочных взглядов стараются доказать в своих книгах, будто неправильные суждения джабритов и мутазилитов о предопределении являются правильными, и таким образом сбить с истинного пути представителей ахли-Сунны.

Руководствуясь своими ложными убеждениями, эти люди говорят: “Извечная судьба человека – быть рабом Аллаха. Возомнивший себя божеством или же пренебрегший рабским служением восстает против судьбы. Пчеле предопределено собирать мед, Земле – крутиться, Солнцу суждено светить. Если кто-то или что-то действует в соответствии со своим предназначением, то это означает его согласие с предопределением, а если оно действует вопреки тому, что ему предназначено, то является непокорством его судьбе”.

Обоснованные взгляды знатоков каляма ахли-Сунны о судьбе и предопределении ясно изложены в наших обстоятельных книгах по акыде.

Установление Всевышним Аллахом места и времени происхождения любого действия человека, которое будет им совершено в качестве добра или зла, называется “кадар”, а совершение этого действия человеком после наступления определенного для этого времени называется “каза”.

Имеются те, которые говорят совершенно противоположное, а также есть считающие оба эти понятия равнозначными. Эти люди посчитали извечное предопределение Аллаха Тааля принуждением по отношению к рабу и, исходя из этого, все добрые дела человека определили как кадар, а все злодеяния вывели из рамок кадара и сочли их присущими рабу плохими поступками.
Стараясь показать свою отдаленность от секты джабритов, обладатели такого взгляда одновременно оказываются приверженцами взглядов шиитов и мутазилитов. Прячась от дождя, они попадают под град.

Таким образом, добро они считают предопределением и связывают его с Аллахом, а зло противопоставляют кадару и относят его к рабу.

А между тем, согласно ахли-Сунне, и добро и зло от Аллаха. То есть предписанность добра и зла означает, что всё предстоящее твердо установлено в знании Аллаха.

Следовательно, раб по своей воле совершает добро и зло, Аллах же еще до совершения этого дела знал о том, кто его совершит, и в соответствии со своим знанием предписал это действие.

Значит то, что Аллах заранее знает о будущих поступках Его рабов, вовсе не является принуждением (джабр), это только знание (ильм)! Выражаясь точнее, раб в будущем совершит что-либо, и поэтому Аллах Тааля об этом знает, а не наоборот, Аллах знает об этом деле и поэтому раб вынужден его совершить.

Эти люди приравнивают кадар к обычному согласию и рабское служение человека считают предопределением, а совершение им дел, противоречащих с рабскому служению, не считают предопределенным.

Согласно защитникам таких убеждений, совершением человеком добрых дел является кадаром, а совершение им плохих дел не является предопределением. А между тем такие их взгляды отвергаются как приведенным выше “хадисом Джибриля”, так и хадисом, переданным Абдуллахом ибн Масудом (р.а.), в котором идет речь о стадиях развития младенцев в материнской утробе. Абдуллах ибн Масуд (р.а.) говорил следующее: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам:

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: “Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или злосчастным”, после чего в него вдувается дух. И, поистине, любой из вас может совершать (благие) дела до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии одного локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей огня. И любой из вас может совершать (дурное), пока не окажется от огня на расстоянии одного локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей рая».

Данный хадис был передан через разных передатчиков в разделах о предопределении у Бухари, Абу Дауда, Тирмизи, а Ибн Маджа включил его в раздел «Китаб ас-Сунна».

Здесь нужно обратить внимание на то, что веление Аллаха записать хорошее или плохое о ком-либо из рабов не является принуждением раба к добру или злу. Ибо как было уже сказано ранее, Всевышний Аллах постиг своим извечным знанием, что будет совершено рабом, и зная об этом, записал это как предопределение. Иначе говоря, раб не стал добрым или злым из-за того, что Аллах предписал ему это, наоборот, Аллах знал о том, хороший он или плохой, и раб прожил то, что о нем знал и записал Аллах. Тем более что нельзя себе представить, чтобы знания Аллаха были ошибочными.

Утверждения этих людей о том, что раб может действовать наперекор тому, что ему предопределено, неизбежно приводят к выводу об ограниченности знаний Аллаха Тааля. Ведь если раб действует против того, что ему предопределено Аллахом в Его извечном всезнании, то это свидетельствует об ошибочности Его знаний, а подобные суждения – упаси Аллах! – выводят человека за пределы Ислама. При беспристрастном размышлении над этими суждениями о кадаре становится еще более понятным, куда клонится дело, и нужно быть слепым, чтобы не видеть этого.

Упомянуты нами хадисы о предопределении, а также многие другие хадисы из этого раздела ясно доказывают необходимость веры в предопределение с его добром и злом и что человек не может действовать наперекор предопределению.

При наличии стольких хадисов в подтверждение кадара делать вид, что их не замечаешь, и, ссылаясь на отсутствие пункта о кадаре в приведенном у Бухари “хадисе Джибриля”, использовать выражение «вера в предопределения является спорным излишеством» ‒ всё это поистине нельзя сочетать с хорошими намерениями. Здравый смысл не позволяет ожидать такого не то что от представителей научного сообщества, а даже от рядового обывателя.

Самый большой ущерб эти люди наносят тем, что такую бесспорную, но трудную для понимания истину предопределения они низводят в ранг рядовых спорных вопросов.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle