Ибн Мас‘уда (р.а.) обладал высоким уровнем знаний среди сподвижников. ‘Умар (р.а.) говорил, что «Он полон знаний». Именно в отношении него существует хадис: «Мне нравится то, что нравится Ибн Умм ‘Абду в отношении моей уммы».
Существует и другой хадис: «Если кто-либо желает читать Коран так, как он был ниспослан, пусть читает его по форме чтения Ибн Умм ‘Абда».
‘Асым передал форму чтения Корана Ибн Мас‘уда от Зара ибн Хубейша, а он – от самого Ибн Мас‘уда. Таким же образом, форму чтения Корана ‘Али ибн Абу Талиба ‘Асым передал от Абу ‘Абдуррахмана ‘Абдуллаха ибн Хабиба ас-Сулами, а он – от самого ‘Али ибн Абу Талиба.
Ибн Мас‘уд (р.а.), со времен правления ‘Умара до конца правления ‘Усмана (р.а.) настолько много занимался жителями Куфы и обучал их, что в городе Куфа появилось много факихов [мусульманских законоведов].
Читайте также: Отсутствие мазхабов – мост в нерелигиозность
Досточтимый ‘Али ибн Абу Талиб, когда после приезда увидел, что в городе много факихов, он очень обрадовался и сказал: «Да будет доволен Аллах Ибн Умм ‘Абдом, он заполнил этот город светочем знаний».
«Врата океана знаний» (так прозвали Ибн Мас‘уда (р.а.) в знак уважения к его знаниям) продолжал обучать жителей города и после того, как досточтимый ‘Али ибн Абу Талиб объявил его центром халифата, и туда приехали сподвижники, обладающие знаниями и силой фикха, этот город занял непревзойденное положение среди других городов ислама.
Согласно аль-Иджли, только в городе Куфа проживала тысяча пятьсот сподвижников, помимо тех, которые жили здесь для распространения знаний, а потом уехали в другие города. Близкие соратники ‘Али и Ибн Мас‘уда (р.а.) также жили там. Если бы биографические описания этих личностей собрали в одной книге, она была бы очень большой и объемной.
Ибрахим ибн Йазид ан-Нахаи собрал разрозненные знания этих личностей, и его воззрения и мысли присутствуют в трудах Абу Юсуфа, Мухаммада ибн аль-Хасана, ибн Абу Шейбы и других. Потом критики посчитали передатчиков этой личности достоверными.
Читайте также: Ахлю Сунна – это те, кто предпочитают молчание
Ша‘би, о котором Ибн ‘Умар (р.а.) говорил: «Сколько бы я не был очным свидетелем слов посланника Аллаха ﷺ, в его памяти больше высказываний, чем в моей», – в городе отдавал предпочтение вышеупомянутой личности среди всех ученых города.
Ибн Сирин говорил: «Когда я приехал в Куфу, я встретил четыре тысяча человек, которые занимались изучением хадисов. Четыреста человек получили знания по фикху. Ведь так написано в книге Рамахурмузи «альФасль».
Как передают ат-Тахави и другие, Абу Ханифа после того, как тщательным образом анализировал со своими самыми лучшими друзьями все вопросы во время собраний, которые формировались из сорока факихов из числа его учеников с глубокими знаниями в сфере религиозных наук, фикха, хадисов, Корана и наук по арабскому языку, он потом упорядочивал и классифицировал знания этих личностей (Хатиб аль-Багдади, ссылаясь на Ибн Карраму, в сочинении «Тарих Багдад» (14-247), говорит: «Однажды мы были рядом с Ваки‘ом. Один из людей сказал ему, что Абу Ханифа совершает ошибку. Ваки‘ ему в ответ: «Как может Абу Ханифа совершать ошибку, когда он стоит рядом с такими личностями, как Абу Юсуф и Зуфар, которые достигли совершенства в кыясе, Ибн Абу Заида, Хафса ибн Гыяса, Хиббана и Менделя, которые достигли совершенства в заучивании хадисов, Касыма ибн Ма‘ана, до стигший успеха в изучении арабского языка, Дауда ат-Таи и Фудайля, которые прославились своим аскетизмом и благочестием. Когда в его окружении присутствуют такие личности, нельзя говорить о человеке то, что он совершает ошибку. Потому что, если он совершает ошибку, эти личности немедленно устраняют ошибку).
Мухаммад ибн Исхак ан-Надим, который не относится к его мазхабу, сказал следующие слова про имама А‘зама: «Что существует во имя знаний, на суше и на море, на востоке и на западе, вдали и вблизи, он все собрал и упорядочил».
Про него Шафи‘и (р.а.) сказал: «Люди в фикхе следуют Абу Ханифе». Потом фикх созрел с помощью его соратников, и они не оставили ни малой толики для улучшения и исправления. Пусть Аллах будет доволен ими всеми.
В конце концов появился Шафи‘и и соединил воды двух источников. Он получил знания от таких мекканских учителей, как Муслим ибн Халид, он в свою очередь – от Ибн Джурейджа, Ибн Джурейдж – от ‘Аты, а он – от Ибн ‘Аббаса (р.а.) и добавил то, что он приобрел из знаний.
Соратники Шафи‘и и последователи его соратников разошлись на восток и запад, заполнили мир знаниями и мудростью. Жители Египта достигли самых больших высот знаний посредством его мудрости и знаний его соратников. В последние годы жизни Шафи‘и поселился в Египте, распространил свой мазхаб там и (после смерти) был там же похоронен. Да будет доволен им Аллах.
Продолжение следует...
Из книги «Опровержение тем, кто не следует мазхабам»
Фото: shutterstock.com.