Утверждение Ибн Таймийи: «Единство Творца (таухид-и рубубийа) исповедуют и многобожники (мушрик)» не соответствует действительности.
Всевышний сообщает в Коране, что многобожники отрицают воскрешение после смерти, говоря, что человека порождает и умертвляет время[1]. Это стало частью их сознания, стало оборотом речи и темой стихов.
Что за многобожники исповедовали единство Творца (таухид-и рубубийа)? Те, которые говорили: «Что раздают милосердные, уносит ветер»? Или многобожники из народа Пророка Нуха (мир ему), которые отрицали и отвергали знамения Всевышнего Аллаха?[2] Или многобожники из племени ᾽ада, которые считали, что нет никого могущественнее их и говорили: «Кто превзойдет нас мощью?»
[3] Или Фир᾽ун (Фараон), который говорил «Я не знаю для вас иного бога, кроме меня»[4], «Я - ваш Господь Всевышний!»[5] Или его народ, который следовал ему? А может это Намруд, который сказал: «И я оживляю и умертвляю»[6], когда ему Ибрахим сообщил о существовании оживляющего и умерщвляющего Господа миров? Или это огнепоклонники? Какие именно многобожники и неверующие исповедуют единство Творца (таухид-и рубубийа)?
А может здесь имеются в виду многобожники из числа арабов, неверующиеиз племени курайш? Те самые, которые называли ложью каждое слово Посланника Аллаха саллаллаху аляйхи ва саллям, которые всячески препятствовали его призыву (таблиг) и называли его: «Подученный, одержимый[7]? Какой разумный человек может утверждать, что все многобожники исповедуют таухид-и рубубийа?
Также следует иметь в виду то, что знать - это одно, а верить, иметь иман, это - другое. Даже если многобожники и знают о существовании Аллаха, это нельзя назвать верой (иман) и единобожием.
Также и аят «Если ты их спросишь: «Кто сотворил небеса и землю?» - то они, несомненно, ответят: «Аллах»[8] не является доказательством исповедания многобожниками единства Творца (таухид-и рубубийа).
Разберем этот аят с точки зрения арабской грамматики. Он звучит так:
«Уа ляин саалтахум ман халяка-с-самауати ва-ль-арда ляйакулунналлах».
Рассмотрим слово «ляин», который обычно переводят как «если». Оно состоит из двух частей: первая - это частица «лям», которая в арабском языке используется для усиления (клятвенного обещания и т.п.). Вторая часть этого слова послелог «ин» - «если», частица, обозначающая возможность исполнения чего-то при определенных условиях.
Таким образом, при сочетании этих частиц получается смысл «если» - это «ты можешь спросить». А никоим образом не «Ты обязательно должен спросить, спроси!». Также и ответ, который предполагается услышать у неверующих, т.е. «Аллах», это выражение сути человеческой природы. Поэтому смысл аята таков:
«В самой природе (фитра) человека заложена вера в Аллаха. Поэтому, если ты спросишь у того, чья природа не испорчена: «Кто сотворил небеса и землю?», эта самая природа отвечает в нем: «Аллах».
То же самое можно сказать и о вопросе, который был задан людям до их сотворения (в Алям-и зар):
«Не я ли ваш Господь?»
Люди ответили на это «Да»[9].
Этот вопрос и ответ несут в себе тот же смысл - это ответ природы, сущности человека. Он дается самим состоянием(лисан-и халь) человека, а не произносится на словах (лисан-и калъ).
Также совершенно безосновательно утверждение Ибн Таймийи:
«Группа первых мусульман спросила у многобожников: «Кто сотворил небеса и землю?...» Не известно такого предания (риваят) ни от одного из первых мусульман.
Достоверно известно, что ни Пророк саллаллаху аляйхи ва саллям, ни его сподвижники, ни табиины, ни следующие за ними не спрашивали у многобожников: «Кто сотворил небеса и землю?» Не задавали они такой вопрос также и му᾽тазилитам и другим заблудшим группам.
Точно также не имеет основы утверждение Ибн Таймийи: «То единобожие (таухид), которое повелел Своим рабам исповедовать Всевышний Аллах, это - единство божества (таухид-иулухийа)». Всевышний Аллах, повелевая Своим рабам следовать единобожию, не оговаривает это какими-либо условиями:
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него»[10]
«Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с ним никого»[11]
«Знай, что нет иного божества, кроме Аллаха»[12]
«Скажи: Аллах един»[13]
Таковы повеления Всевышнего относительно единобожия. Таким образом, то единобожие, которое Он нам предписывает - это верить в то, что Аллах един, поклоняться только Аллаху, не придавать Ему сотоварищей. Он и Господь (рабб), Он же и Божество (илях). Это не разные понятия. Единство Господа (таухид-и рубубийа) это и есть единство божества (таухид-и улухийа), а единство божества (таухид-и улухийа) это и есть единство Господа (таухид-и рубубийа), все это вера в единство Аллаха - велик Он и славен.
«Воистину, Я - Аллах, нет бога, кроме Меня! Так поклоняйся же Мне и верши молитву, чтобы помнить обо Мне»[14].
_______________
[1] Коран, 88/24.
[2] Коран, 50/12.
[3] Коран, 41/15.
[4] Коран, 28/38.
[5] Коран, 79/24.
[6] Коран, 2/258.
[7] Коран, 44/14.
[8] Коран, 31/25.
[9] Коран, 7/172.
[10] Коран, 17/23.
[11] Коран, 4/36.
[12] Коран, 47/19.
[13] Коран, 112/1.
[14] Коран, 20/14.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"