Как правильно понимать высказывание о том, что Аллах "спускается на нижнее небо"?

Таджисм - это представление о Всевышнем Аллахе в каком-то облике, форме (джисм) или имеющим тело.

Ташбих - это уподобление Всевышнего Аллаха чему-то из сотворенного (махлукат). Следующих такому убеждению называют "мушаббиха".

Таймиисты и ваххабиты придерживаются взглядов и таджисм, и ташбих. В этом они следуют мнению Ибн Таймийи, который, в свою очередь, перенял эти убеждения у секты каррамийа, последователи которой первыми в Исламе выступили с подобными взглядами. Вернее сказать, они первыми открыто выступили в защиту таджисма и ташбиха, при этом утверждая, что сами не придерживаются таких убеждений.

Но все их мысли и вероубеждения, слова и действия указывают обратное. Да и сами они время от времени, не скрывая, показывали истинную суть своих убеждений. Так, Ибн Таймийа, однажды произнося хутбу в Шаме в мечети Омейядов, сказал: «Аллах спускается на нижний небосвод так же, как происходит вот это мое нисхождение». Потом он спустился на одну ступень. Этому стал свидетелем Ибн Батута Магриби, который в это время находился в мечети.

Но последователи убеждения таджисм не всегда прибегают к таким явным высказываниям. Они используют иносказания, вроде: «Аллах на небесах сверху семи небес своей сущностью (зат) возвысился (истива) на Троне (арш). Он действительно возвысился, в отдалении от сотворенных, на Троне». 

Это большая ошибка, о чем пойдет речь далее.

Перечислим некоторые из книг, на которые ссылаются ваххабиты. Это «Китабу-с-сунан» («Книга сунны»), приписываемая сыну Ахмада бин Ханбала Абдуллаху, а также «Китабу-н-накз» («Книга спасения»), приписываемая Усману бин Саиду Дарими и «Табакат-и Ибни Аби Йаۥла».

«Китабу-с-сунан» состоит из трех небольших частей. В 1349 г. хиджры она была издана в Мекке издательством Абдульфаттаха по приказу и на личные средства короля Саудовской Аравии Абдулۥазиза под контролем комиссии религиозных ученых.

Вот некоторые основные положения этой книги:

  1. Истива (обычно на русский язык переводят «возвыситься»  прим. переводчика) может означать только «сидеть» (с. 5).
  2. Абдуллах бин Умар направил к Ибни Аббасу человека, который спросил: «Каким видел своего Господа Мухаммад аляйхиссалям?» Ибни Аббас ответил: «Он видел его в зеленом саду, на троне, сооруженном на золотом помосте. Этот трон держали четыре ангела, один - в виде человека, второй - в образе льва, третий - в облике быка, четвертый  - орла» (с. 35).
  3. В пятницу Господь с Иллийина (высшей сферы) спускается на трон (курси), а все вокруг украшается минбарами из света (с. 49).
  4. Когда проходит половина ночи, Господь спускается на нижние небеса и говорит: «Нет ли кого, кто просил бы у Меня что-то? Я дарую ему, что он просит. Нет ли кого, кто просил бы у меня прощения? Я прощу его». И один ангел провозглашает: «Воздавайте хвалу (тасбих) Всевышнему Владыке». С наступлением утра Господь поднимается на высшие небеса (с. 57).
  5. Каждый день после вечерней молитвы (магриб) Аллах занимает место с одного края земного неба и наблюдает за деяниями своих рабов (с. 60).
  6. Израильтяне спросили у Пророка Мусы (а.с.) : «Когда Господь разговаривал с тобой, на что был похож Его голос?». Муса аляйхиссалям ответил: «Его голос был похож на отдаленные раскаты грома» (с. 63).
  7. Аллах своей рукой написал Мусе Таурат (Тору). Когда Он писал, то опирался спиной о скалу (с. 67).
  8. Аллах ни к чему не прикасался Своими руками. Он всего лишь только Адама и Рай создал Своими руками и Своей рукой написал Таурат (с. 68).
  9. Трон (курси) Аллаха шире небес и земли. Когда Он садится на него, то остается свободное место шириной всего лишь в четыре пальца (с. 71).
  10. Аллах сотворил ангелов из света (нур) Своих рук и Своей груди (с. 151).
  11. Есть ангелы, которые пребывают вместе с Аллахом. Но когда Господь спускается на землю, Его обитель на небесах пуста (с. 156).

продолжение следует...

Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"

Социальные комментарии Cackle